Большое интервью Александра Милицкого про армию, путь в большой волейбол и грядущие перемены

Александр Милицкий с малых лет живет в Ханты-Мансийском автономном округе. Родился, начал заниматься волейболом и вырос в Сургуте. В семнадцать лет переехал в Нижневартовск. Родные края покидал лишь на два года. Провел их в Адыгее. Там играл за команду высшей лиги «Б» и служил в Российской армии.

 

«ЖИВ, ЗДОРОВ – НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ»

— Александр, как вы оказались вдалеке от Югры?

— После окончания Тюменского индустриального университета, филиал которого находится в Нижневартовске, подписал контракт с азербайджанским клубом «Азеррейл». Дмитрий Березин туда собирался и меня позвал. Подготовку к новому сезону начинал с «Югрой-Самотлором», а когда она уехала на сбор в Адлер, продолжил с молодежной командой. Однако в середине августа позвонил менеджер из Баку и сказал, что в связи со сложной ситуацией с коронавирусом все контракты с легионерами аннулируются, а проведение чемпионата под вопросом. Как потом я выяснил, у них в декабре состоялось четыре кубковых матча – и на этом сезон закончился.

Долго искал новые варианты. Осень, клубы укомплектованы – куда ехать? Решил, что нужно найти место, где можно получать игровую практику и пройти службу в Вооруженных силах. Для будущего! Если завяжу со спортом, человеку, отслужившему в армии, легче на работу устроиться. Он выше котируется. Мои бывшие тренеры из Сургута помогли выйти на Майкоп. С «Динамо-МГТУ» работал их знакомый – Павел Антонович Заборовский. С ним созвонились, он рассказал, какие перспективы. Договорились, что доиграю сезон в вышке «Б» и уйду в армию. Меня призвали в мае 2021 года. Служил в Майкопе во взводе связи артиллерийской бригады.

—  Армейскую жизнь почувствовали сполна?

— Отслужил ровно год. Курс молодого бойца я и семеро моих товарищей полтора месяца проходили в лесу, в глуши. Связь была очень плохая и ловила в казарме только на пятом этаже. Вечером с разрешения командира мы могли 20 минут звонить родственникам. Я родителей толком не слышал, хотя они как-то меня понимали. Говорил: «Жив, здоров, кормят, как полагается – по-армейски. Все нормально – не переживайте».

Подъём в 5.30. Получасовая зарядка. Построение – и вперед. Первое время зубрили уставы, слушали лекции по истории России, досконально изучали виды и устройство автоматов. Нам рассказывали, как правильно выполнять определенные действия. Окопы копали. Сначала работали большой дружной компанией, а, когда более-менее освоились, нас делили на три группы и устраивали соревнование, кто быстрее и качественно выкопает. У нас подобрался хороший коллектив. «Косячили» мало, и наказывали нас редко.

Один из сержантов учил нас маскировке. Я сначала думал, чем новым он нас может удивить, но глубоко ошибался. Он на примерах показал, что можно соорудить из подручных средств, где спрятаться, как скрыться и даже внезапно напасть. Очень интересно.            

Много занимались строевой подготовкой. С понедельника по пятницу от трех до пяти часов в день, в субботу – полтора. Отрабатывали обычный шаг и строевой, когда все идут, поднимая ногу на 50-70 сантиметров и резко с четким звуком опуская стопу на землю.

А в воскресенье у нас всегда был спортивный день. В волейбол играли, бегали, силовые упражнения выполняли. В соревнованиях по гиревому спорту среди всех взводов я однажды даже в призеры попал. Две гири по 16 кг 32 раза поднял.

— Стреляли?

— По возвращению в свою часть в Майкоп получил назначение на должность пулеметчика, но за всю службу из пулемета стрелять ни разу не пришлось.

Только чистил его постоянно, а это еще то удовольствие. Военнослужащий должен держать свое оружие в чистоте и порядке. Если вдруг, что случится, чтобы не заклинило. Как и все, стрелял из автомата.

 

«ИНОГДА НАХОДИЛИСЬ ЦАРИ ГОР…»

— Как вернулись в «Динамо-МГТУ»?    

— Из-за моего роста у всех постоянно возникали вопросы, откуда такой взялся. Видели, что поддерживаю себя в форме: бегаю по вечерам, на турниках занимаюсь, специфические упражнения выполняю. Тренер «Динамо-МГТУ» связался с начальником физподготовки воинской части, рассказал, что я волейболист, играю за Республику Адыгея. Мне разрешили днем ходить на тренировки. Вечером возвращался в часть.

Три с половиной месяца без волейбола давали о себе знать. Еще повезло, что они выпали на межсезонье. У большинства одноклубников был отпуск, а я его провел в лесном полку. По физподготовке не сильно отстал, а в плане технических действий месяца два набирал форму. Вернулся потихоньку. 

— Во время службы вы играли только домашние матчи?

— Да, командир части дал добро. Он был даже рад, что в его подразделении служит волейболист. Отпускал, интересовался, посещал матчи. Единственное, просил, чтобы я нигде не косячил и не светился, чтобы был белым и пушистым, как говорится.  

— Как удавалось совмещать службу с волейболом?

— Не просто. Порой в бригаде случались чрезвычайные ситуации, и тогда всех подымали на уши. Вводился особый режим, и на тренировки не отпускали. В основном из-за драк. В армии сейчас жесткой дедовщины нет, но иногда находились такие цари гор, считавшие себя выше всех. Еще толком не послужили, а начинали качать права. Доходило до сломанных носов, одному даже челюсть сломали. Приезжали командиры со всего округа. Всю бригаду проверяли на наличие синяков, ссадин, царапин. Виновных наказывали.

— В каком звании демобилизовались?

— Рядовой!

— Дембельский альбом оформили?

— Нет, у меня мало армейских фото. Есть парочка у родителей, как уходил на службу – нас в военкомате фотографировали. Еще немного из части. В армии запрещено пользоваться телефонами с камерой. По случаю просили где-то кого-то, чтобы нас тихонько сняли на фотоаппарат. 

— С сослуживцами поддерживаете контакты?

— Есть армейские товарищи, с которыми сблизились. Проверенные временем и делами, кому могу довериться и знаю, что они не предадут: с Майкопа, Дагестана, Краснодарского края… Не часто, но раз-два в месяц выходим на связь.  

— Чему научила армия?

— Главное — выросли требования к себе, стал ответственнее и обдуманнее ко всему подходить.

— Как в Адыгее относятся к волейболу?

— Спортивный комплекс «Оштен», где проходили наши матчи и который может вместить 1300 зрителей, построили лет шесть назад. Людей на игры приходило много. На финальные собирался почти полный зал. Поддержка была колоссальная.

— Вы рассказывали, что в первом вашем сезоне в Майкопе «Динамо-МГТУ» задержалось на старте, а потом выиграло 19 матчей из 21-го …

— В итоге нам не хватило двух очков, чтобы попасть в финальную четверку. Принимали домашний тур за 5-10 места. У всех выиграли 3:0.  Расставили точки над «i». Немного обидно, что вначале, когда набирали форму, потеряли важные очки.

— А во втором сезоне какими стали?

— Снова пятыми. Хотя команда изменилась наполовину. Основные игроки ушли, я – в армию, в выездных матчах не участвовал. Кто подрос, тот и стал в основной состав.

— Адыгея – красивый край?

— Мне понравилась. Горы, природа, погода! Съездил, пожил на юге, но север притягивает больше.  

 

 «НЕПРИЯТНО, КОГДА ТОВАРИЩИ БЬЮТСЯ, А ТЫ ЛЕЖИШЬ»   

— Как возвратились в «Самотлор»?

— Мы держали связь с Валерием Владимировичем Пясковским. Когда дембельнулся, на пару дней приехал домой, повидался с родителями и позвонил в клуб. Тренер пригласил на сбор. Сказал, что тренировки и работа покажут, к чему придем дальше. Все сложилось!

— Впервые в суперлиге вы выходили на площадку еще осенью 2019 года и даже первое очко заработали в матче с «Факелом». Помните, как это было?

— Мы вели 2:1, но в четвертой партии немного поплыли. Тренер дал основным игрокам отдохнуть, а меня выпустил. Доверили доигровку – забил. Партию зацепить не удалось, но ребята вышли и следующую выиграли. Победили 3:2. Испытал невероятные эмоции. Дебют в суперлиге – это навсегда. Все мгновения остаются в памяти. Уровень высочайший. И атмосфера – не передать словами. Много людей приходит, переживают, поддерживают.

— Полноценным дебютом в суперлиге, какой матч считаете?

— От звонка до звонка впервые сыграл в нынешнем сезоне во втором, перенесенном матче с казанским «Зенитом».  В первом я вышел на замену в первой партии, а во втором – в стартовом составе. Мне много шансов давали на предварительном этапе Кубка России, но в суперлиге первый полноценный матч я провел против самого титулованного клуба страны.

— Сейчас на вашем счету 119 очков в 21 матче…

— Рад, что тренер доверяет и дает шансы, что приношу пользу команде. Не так важно, сколько сам наберу, главное, чтобы команда играла, добивалась результата и радовала болельщиков.

— Какие матчи «Югры-Самотлора» в этом сезоне можно назвать особенными?

— Когда команда играла сплоченно. У Сургута выигрыш на тай-брейке. Обидное поражение от «Локомотива», в матче, в котором вели в пятой партии 7:2. Победа над АСК в гостях.

— В матче с нижегородцами вы установили личный рекорд результативности – 19 очков. Крылья выросли?       

— Видел, что состояние у товарищей было чуть-чуть подавленное из-за того, что проигрывали. Не все получалось. Когда вышел, старался всех взбодрить, поднять настроение, чтобы поверили в себя. Удалось забить тяжелые мячи. Команда вдохновилась, и все вместе мы переломили ход матча, в котором проигрывали по сетам 0:2.  

— Какие мячи вам больше нравится забивать?

— Каждый важный. Можно и на одном блоке забить красиво и на тройном. Когда товарищи бьются, разбиваются, но достают мячи – эти, наверное, самые драгоценные.

— В январе-феврале, когда «Югра-Самотлор» играла с конкурентами за выход в плей-офф, вы дважды выбывали из строя и пропустили три матча. Тяжело смотреть важные игры своей команды со стороны?

— Очень! Хочешь помочь, но не знаешь как. Только можешь кричать, подбадривать. Неприятно, когда товарищи бьются, а ты лежишь. Травмы, которые я получил в Сургуте и, что особенно обидно, в первой партии с «Нефтяником», не связаны. Сейчас все в порядке. 

— Пробиться в плей-офф «Самотлору» теперь может помочь только чудо?

— Пока шансы остаются нужно сражаться. С любым соперником. Все мы люди, все могут ошибаться. Главное навязать борьбу, а дальше рассудит игра.

 

«БЕГАЛИ СО ШВАБРАМИ. НАМ НРАВИЛОСЬ»

— Вы родились в Сургуте. Как попали в волейбол?

— У меня дедушка волейболист – связующим был. Он родом из Кургана. Рассказывал, что одно время на городских соревнованиях выступал за одну команду с Алексеем Германовичем Березиным. Папа в волейбол играл, мама в школе занималась. Отец брал меня почти на все свои матчи. Мне было интересно. Увлекся волейболом и мой младший брат. Два года он провел в Ханты-Мансийске, в ЮКИОРе, а после пошел по моим стопам – уехал в Майкоп, поступил в технологический университет и выступает за «Динамо-МГТУ». Только он диагональный.

С первого по третий класс в СДЮШОР «Олимпиец» я занимался у Александра Сергеевича Нестерова — раньше у него тренировался и мой отец. Он нам прививал любовь к волейболу. Когда ушел на пенсию, передал меня в СДЮСШОР «Аверс» своему воспитаннику – Юрию Васильевичу Микулику, с которым мы доработали до выпуска.

А Александр Сергеевич стал мне как дядька. Немало времени вместе проводили. Он давал советы, новое рассказывал. На рыбалку ездили. Этому ремеслу он тоже учил, делился рыбацкими секретиками. Приятный был человек, близкий. Тяжелая потеря. Царствие ему небесное.

— В детстве, судя по фото в соцсетях, вы много фотографировались со звездами мирового волейбола?

— В основном на матчах Мировой лиги. Мы тогда были катальщиками мячей и полотерами – с товарищами бегали со швабрами. Нам нравилось. Ближе нас к поляне находились только судьи! Всех лицезрели вживую. Тогда в Сургут приезжали сборные Италии, Японии, Сербии, Болгарии. Молодой Иван Зайцев, Атанасьевич в расцвете сил…Есть, что вспомнить. Раньше за известными игроками только наблюдал, а теперь против некоторых даже появилась возможность сыграть. 

          

— Когда встречались «Газпром-Югра» и «Югра-Самотлор» за кого болели?

— Я тогда не думал, кто на какой стороне стоит. Кто сильнее, а кто слабее. Мне просто нравился волейбол. Я любовался игрой.

 

«ВЫБИРАЕМ, КУДА ЕХАТЬ В СВАДЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»  

— Как оказались в Нижневартовске?

— В «Самотлор» впервые приехал в 2015 году, но в первую же неделю получил травму кисти. Спустя год, когда я окончил школу, снова позвали на просмотр. В этот раз все обошлось благополучно.  Меня взяли. В Нижневартовске поступил в университет.  Стал спортсменом инструктором СДЮСШОР «Самотлор».  Жил в общежитии, кормили, одевали. Первую зарплату получил 8 тысяч рублей. Начал сам зарабатывать. Хоть и не много, но я был счастлив.  Еще около пяти тысяч – стипендия. Я хорошо учился в университете: за четыре года лишь две сессии сдал с тройками. Окончив, получил специальность «эксплуатация транспорта».

—  Второе высшее образование вы получили в армии. Как удалось?

— У тренера «Динамо-МГТУ» одноклассник работал ректором университета. Сообщил, что на базе первого высшего образования набирают людей на переквалификацию на второе высшее. Я поступил на факультет физической культуры, спорта и дзюдо.  Таких факультетов в мире всего три – в Майкопе, во Франции и Японии. Учился по выходным, когда разрешали, бегал на лекции, на две-три пары. Посещать не всегда удавалось, но преподаватели входили в положение, давали задания, которые выполнял самостоятельно. Из военнослужащих я был не единственным студентом, но одним из самых молодых. Знаю сержантов из моей части, которые там учились.

— Сейчас где в Нижневартовске живете?

— На съемной квартире.

— С любой домашней работой справляетесь?

— Могу делать все. Пылесосить и мыть полы, стирать, устранить мелкие поломки, подкрутить, установить и т.д. Иногда готовлю, довольно вкусно получается, никто не жаловался. Рецепты в интернете подсматриваю, и родители подсказывают. Ничего сложного нет, оказывается. Нужно только желание.

— Говорят, летом свадьба намечается? С девушкой познакомились на волейболе?

— На сайте знакомств! Лазил в интернете, увидел страничку, зашел, написал, встретились, погуляли. Арина из Нижневартовска. Волейболом раньше не интересовалась. Плаванием занималась. Теперь работает в «Самотлорнефтегазе».

Заявление подали перед Новым годом через Госуслуги. Свадьба состоится в Сургуте 3 июня. Когда просматривали даты, очень удивились, что январь, март и апрель уже полностью заняты, и даже в мае – красивые дни. Пышного праздника не планируем. Хотим отметить в семейном кругу. Пока выбираем куда ехать в свадебное путешествие. В связи с нынешним международным положением и природными катаклизмами – это не простое занятие. А мир посмотреть хочется. Открытых стран много – Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Турция, Сербия…

— Какие планы на ближайшую перспективу?

— Охота задержаться в «Самотлоре». Мне тут всё нравится и всё устраивает. Руководство, тренерский штаб, безупречный коллектив. Я тут вырос, можно сказать, все как родные. Тепло приняли, когда вернулся. Хочу здесь закрепиться и, по возможности, помочь «Самотлору» подниматься в турнирной таблице выше и выше.

— Если столкнетесь с дилеммой: на «банке» в топ-клубе, или игра в команде, не претендующей на призы. Что выберете?   

— Играть! В одном из последних интервью Сергей Тетюхин отметил, что агенты в нынешнее время проявляют торопливость с продвижением молодежи. Выдал кто-то сезон, ему сразу — большой контракт в топ-клубе. А там садят на «банку».  Пару лет не играет, прогресса нет и перспективы блекнут. Человек останавливается в развитии, и не факт, что потом его возьмут даже команды из нижней части турнирной таблицы.  Поэтому Сергей Юрьевич советует молодым не гнаться за деньгами, а играть и играть. В свое время все получите, говорит он. Я с ним согласен.  

АЛЕКСАНДР МИЛИЦКИЙ
Родился 15 октября 1998 года в Сургуте. Окончил Тюменский индустриальный университет (специальность — эксплуатация транспорта) и Адыгейский государственный университет (специальность – физическая культура).

Волейболом начал заниматься в 2006 году в СДЮСШОР «Аверс». Первый тренер – Юрий Микулик.

Доигровщик. Рост – 202 см.

Клубы: «Университет» Нв (2016-2019), «Югра-Самотлор» (2019-2020, с 2022), «Динамо-МГТУ» (2020-2022).

Вице-чемпион молодежной лиги (2018). Бронзовый призер молодежного Кубка Сибири (2017)

 

Источник