Волейбол как миссия. Сегодня свой 65-летний юбилей отмечает директор волейбольного клуба «Самотлор» Алексей Германович Березин

Волейбол как миссия

Свою судьбу с Нижневартовском он связал в 1992 году, получив назначение на должность начальника команды. С ним «Самотлор» добился самых весомых достижений в истории: стал обладателем первого Кубка России, дважды завоевал бронзовые медали чемпионатов страны, дебютировал в еврокубках, выиграв серебряные медали Кубка ЕКВ.

В 1996 году, когда в стране все трещало по швам, и судьба команды оказалась под большим вопросом Алексей Березин занял пост директора волейбольного клуба. В самые тяжелые времена «Самотлор» удержался на плаву инаучился преодолевать многочисленные трудности, со временем став одним из ведущих волейбольных центров страны, кузницей талантов для сборных России. А сколько ярких волейбольных событий увидели Нижневартовск и Югра, главным идейным вдохновителем и организатором которых был Алексей Березин. Турниры на Кубок губернатора с участием клубов из десяти государств, выставочные матчи олимпийской сборной России, поединки «Самотлора» со сборной Кубы, Мировая лига в Ханты-Мансийске, Матч звезд, в честь юбилея команды…

«В нижневартовстком волейболе всё держится на плечах Березина, ну, разве что за исключением стен спорткомплекса, — заявил однажды экс-главный тренер «Югры-Самотлора» Валерий Пясковский. С ним согласны многие.

Дмитрий БЕРЕЗИН, сын Алексея Березина, экс-игрок «Югры-Самотлора», спортивный агент.

— Я постараюсь лаконично, хотя про отца много можно говорить. Надеюсь, кто-нибудь когда-нибудь, может быть и я, напишет про него книгу. Я сейчас сам отец двух пацанов. И его отношение ко мне и мое отношение к нему, наши взаимоотношения для меня образец, пример.

Он никогда не давил на меня. Никогда ничего не навязывал, но всегда при этом помогал, когда я просил о какой-то помощи. Поддерживал всегда. Не лез под кожу и, вроде как, активно не интересовался каким-то моментами. Но в то же время к нему всегда хотелось прийти и рассказать о самом трудном.

Он безусловный авторитет, которого ты не боишься… Ну, может быть, не хочешь расстроить. Но это нормально, мне кажется.

Он всегда давал мне свободу. Конечно, я понимаю, что там могло быть какое-то мягкое давление, но я не чувствовал, себя некомфотно, осознавал, что сам принимаю решение.

Хочу, чтобы спустя годы мои сыновья относились ко мне так же, как я сейчас отношусь к отцу. С величайшим уважением, с безумной любовью.

В спорте он безусловный лидер. Двигатель и локомотив волейбола в Нижневартовске, в округе, да и вообще личность российского, как минимум, масштаба. Супер-мега-уважение к нему у волейбольного сообщества, у моих друзей, у моих знакомых, у моих клиентов по агентской работе.

Он менеджер очень высокого уровня, который все время, каждый год работает в режиме кризиса и, скажем так, отсутствия какой-то возможности планировать (а он очень этого хочет). Понятно, что на три, на пять лет это уже совсем мечта, но хотя бы на год, на два вперед, чтобы было понимание, какой у него есть бюджет, какая будет команда. Он всегда в поисках, всегда в стрессе. Думаю, отец кризисный менеджер №1 в России, который умеет выжимать и извлекать из своего бюджета максимальную пользу.

Хочется пожелать ему, чтобы наконец какой-то спокойный период выдался. Конечно, чтобы команда вернулась в Суперлигу, но с серьезными финансовыми вливаниями, чтобы перспективные задачи можно было ставить. Например, вернуться в еврокубки. Переехать в новый современный зал. Это, конечно, было бы круто и здорово.

Меня поражает его жизнелюбие, жизнерадостность, любознательность. Он смотрит по сторонам, он развивается, он современный. С ним легко общаться на любые темы.

Я ему желаю не терять этот позитив, веру в лучше, интерес к жизни и улыбку. Он супердедушка, его обожают внуки. С ним все хотят всегда играть. В этом он тоже большой красавец.

Эдуард МЕРМАН, заслуженный тренер России, главный тренер команды СШОР «Самотлор».

— С Алексеем Германовичем мы познакомились в 1992 году, когда он только приехал на Север. С той поры вместе работаем и идем по жизни. Мало кто знает и помнит, что Зал международных встреч, распахнувший свои двери для спортсменов и болельщиков в декабре 1998 года – первый лицензионный спортивный комплекс, построенный в Нижневартовске. «Нефтяник» и «Факел», которые появились раньше, по документам проходили как производственные здания.

Зал международных встреч проектировался и закладывался при Валентине Павловиче Ермоленко – первом директоре и главном тренере «Самотлора». Однако на стадии голых стен объект заморозили. В девяностые страна переживала очень сложные времена. Всё ломалось и рушилось.

«Самотлор» тогда тренировался в зале УТТ-1, а свои домашние матчи в чемпионатах России и в европейских кубках проводил в Москве, Сургуте или Стрежевом. Разморозить и закончить очень важный и нужный для города спортивный объект удалось благодаря Березину. Благодаря его настойчивости, убедительности, умению доказывать и договариваться. Он был двигателем, который привел в движение все механизмы. Куратором стройки стал первый зам города Владимир Соломонович Грабовский, и всё завертелось и закрутилось. Мне кажется, глядя на Зал международных встреч, который теперь спорткомплекс «Самотлор», Алексей Германович имеет полное основание сказать: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»! Или рукотворный, правильнее?

 «Самотлор» стал одним из первых, если не самым первым, волейбольным клубом в России, который основал собственную спортивную школу и выстроил четкую систему подготовки спортсменов: ДЮСШ – молодежка – команда мастеров.  Результаты не заставили себя долго ждать. Из стен клуба вышли волейболисты, которые выигрывали медали на Олимпийских и Сурдлимпийских играх, в Кубке мира, на чемпионатах Европы, Лиге наций и многих других соревнованиях. Только международных наград в нашей копилке около полусотни. Для командных видов спорта – очень весомое достижение. И в каждой из них есть лепта Алексея Германовича Березина.  

Дмитрий РЫБЬЯКОВ, директор спортивных трансляций холдинга «Сибинформбюро» (Тюмень), в девяностые годы – пресс-атташе волейбольного клуба «Самотлор».

— В 1994 году «Самотлор» впервые пробился в «Финал четырех» Кубка европейской конфедерации волейбола. Решающие игры проходили в итальянской Падуе. Я тогда еще не работал в «Самотлоре», но Алексей Германович откликнулся на просьбу, помог очень быстро, буквально за один день, получить визы, и в начале марта мы с оператором Сергеем Новиковым оказались в эпицентре событий, в сумасшедшей атмосфере финального европейского турнира.

Пятитысячный дворец, полные грохочущие трибуны. Комментировал, себя абсолютно не слышал. «Самотлор» в первом матче победил немецкий «Байер». В финальном сражался достойно, но проиграл итальянцам и стал серебряным призером Кубка ЕКВ.  Алексей Германович сильно переживал, но виду не показывал. После матча к нему подходит представитель итальянского клуба и на английском говорит: «Мы вас приглашаем сегодня на торжественное закрытие турнира в ресторан…». И после паузы: «Только, пожалуйста, не приходите в спортивных костюмах». Березин со своей ослепительной улыбкой, несмотря на поражение, и тоже на английском, что меня очень поразило (тогда очень мало в России людей умели говорить по-английски), ответил: «Хорошо, мы постараемся одеться поприличнее». Вечером, когда «Самотлор» вошел в ресторан, у всех шары выпалии челюсти отвисли. Все в одинаковых шикарных плащах и шерстяных костюмах, пошитых на заказ за границей. Итальянцы в джинсах и другие команды, кто в чем, на фоне наших выглядели бедновато. Алексей Германович был тогда начальником команды, как раз и отвечал за экипировку. А еще хорошо умел сглаживать острые углы между главным тренером и командой. Валентин Павлович Ермоленко был очень жестким тренером…

В 1999 году случилась трагедия. После предварительного этапа Кубка России по дороге из Муравленко в Нижневартовск в районе Лангепаса автобус с командой перевернулся. Погиб молодой связующий Сережа Ситников, многие получили травмы. Я в Муравленко ездил с командой, а обратно вернулся на день раньше – нужно было делать программу на нижневартовском ТВ. Мы с Алексеем Германовичем жили по соседству. Он забегает: «Собирайся, поехали»! Ни он, ни я еще не знали всех подробностей. Все 100 километров дороги он просто молил, как заклинание повторял: «Парень держись, парень борись, парень живи…». Для него это была личная трагедия. Он верил и надеялся. К сожалению, на месте мы увидели страшное зрелище.

Николай КНИЖНИКОВ, арбитр международной категории, экс-игрок «Самотлора».

— Знаю Алексея Германовича давно, с 1992 года. Не секрет, что многие назначения на ответственные должности делаются по протекции. Когда он пришел в наш «Самотлор», с ним не были знакомы ни игроки, ни тренеры. Вместе с тем, своей «правильностью», последовательностью, принципиальностью он без труда завоевал доверие и уважение не только в клубе, но и среди болельщиков, спонсоров, руководства города. В середине 90-х он взвалил на себя очень трудную ношу – принял руководство нижневартовским клубом. Вокруг беспорядки, безденежье, инфляция, а он грезил открытием детско-юношеской школы, строительством современного спорткомплекса, организацией представительных состязаний.

Клубу нужен был как раз такой руководитель — способный требовать, договариваться, находить компромиссы, принимать нетривиальные решения. Я размышлял потом: откуда у Березина все эти качества взялись, молодой же еще парень? Для себя нашел ответ: очень интеллигентная семья, теплые отношения с мамой и папой, доверительные чувства со спутницей – Еленой Александровной, ответственность за будущее детей, Дмитрия и Дарьи, плюс карьера волейболиста. У него попросту выхода другого не оставалось как взяться за все это, а главное – справиться.

Затем в жизни Алексея Германовича были взлеты и падения, победы и поражения, счастье и неприятности. Все вызовы и добрые вести он встречал единообразно: с благородством, рассудительно, по-мужски. Сколько талантливых ребят взрастила клубная система «Самотлора». Очень трудно сосчитать, трудно, но можно. Просто никто не задавался целью перечесть юных волейбольных «птенцов», которых поставил на крыло Березин и его соратники. У любого другого опустились бы руки, когда практически каждый год состав команды нужно собирать сызнова, снова искать на детско-юношеском волейбольном небосклоне тусклые звездочки, которые со временем трансформируются в системе клуба в мощные спортивные планеты, которые понесут славу «Самотлора» по всей российской волейбольной галактике. Временами его труд напоминал мне усилия Сизифа, который натужно катил огромный валун в гору, и когда вершина оказывалась сосем близко, этот груз неизбежно срывался вниз, но только для того, чтобы этот процесс повторялся снова и снова. Только Сизифу эта обязанность была дана в наказание, а за какие проступки подобное наказание было отпущено Алексею Германовичу? Ошибался. Это не было никаким наказанием, а оказался смыслом всей его жизни.

Во многом мы – единомышленники. Есть вопросы, на которые смотрим по-разному. В любом споре Березин корректен, достоен, выдержан, ни разу не повысил голос, но ни разу и не прогнулся, не уступил, не отвернул. Горжусь общением с Алексеем Германовичем и дорожу им, ценю его ко мне обращение, всегда буду помнить, как однажды, когда почти все от меня отвернулись, он оказался единственным, который подставил мне плечо и протянул руку помощи.

Артем ВОЛЬВИЧ, серебряный призер Олимпийских игр в Токио, воспитанник школды «Самотлора»

— Впервые за «Югру-Самотлор» я вышел в товарищеском матче против сборной Кубы в январе 2006 года. Кубинцы проводили сбор в Москве, и Алексей Германович Березин заманил их в Нижневартовск. Они приглашение приняли и сыграли с «Самотлором» два матча. Уж не помню по какой причине, но меня, паренька, которому еще не исполнилось и шестнадцати, включили в состав и выпустили буквально на один или два розыгрыша. Выхожу, а напротив здоровенный мужик, у меня глаза по пять копеек. У кубинцев в центре стоял молодой Симон. Он тогда, наверное, мог сетку перепрыгнуть. Симон получил мяч, я прыгнул на блок – слава Богу по рукам он мне не попал. В сумбуре и шоке, живой и невредимый вернулся в квадрат для запасных. Спустя много лет в Белу-Оризонти мы снова стояли с ним рядом, получая награды лучшим блокирующим клубного чемпионата мира. Наверное, мой дебют за «Самотлор» получился бы не таким памятным, если бы Алексей Германович не пригласил кубинцев.

Лет в семнадцать я попал в основную команду. В ужасных прохудившихся кроссовках. Предыдущий администратор «Самотлора» — классный мужик, но вечно говорил, что у него ничего нет. Я знал, что у него есть новые, попросил, но он ответил: «Иди, молодой, отсюда, в старых еще попрыгаешь». И тут — Алексей Германович Березин. Рассказал ему ситуацию. Мол, одна пара, большой размер, сложности… Он тут же позвонил администратору и, так сказать, в мягкой форме объяснил, что кроссовки я должен получить немедленно, едва выйдя из кабинета директора. Подобные и многие другие вопросы в клубе решались довольно быстро. Интересы игроков, комфорт команды ставились превыше всего.

В девятнадцать лет я не хотел уходить в Уфу. Готов был играть за «Самотлор» в вышке «А». Говорил: «Алексей Германович, давайте я останусь, поднаторею, через год вернемся в суперлигу, еще лучше будет». Он ответил, что рад был бы оставить, но финансовая ситуация критическая, и он вынужден продать меня в другой клуб, чтобы сохранить свой. (За 19-летнего Артема Вольвича «Урал» выплатил 10 миллионов рублей, которые помогли «Самотлору» рассчитаться с долгами и остаться на плаву в российском волейболе – прим. пресс-службы).  Мне очень понравилось, что между нами состоялся максимально открытый и честный разговор. Я понял, что Алексей Германович готов последнее отдать во благо развития волейбола в Нижневартовске и в регионе.

А эту историю, наверное, вообще никто не знает кроме нас с ним. Когда я уходил из Уфы, очень плохо провел полсезона. Травму спины перенес, вес основательно набрал, вариантов на продолжение карьеры не просматривалось. Алексей Германович лично первый позвонил и говорит: «Артем, вижу не получилось, немного не срослось, давай возвращайся, потренируешься, поиграешь, потом попробуешь снова». Я прямо опешил от этого звонка. В самую трудную минуту Алексей Германович протянул руку помощи. Я поблагодарил за предложение и, возможно, вернулся бы, но появился последний шанс продолжить карьеру в клубе суперлиги. Позвали в новосибирский «Локомотив», который тренировал Андрей Геннадьевич Воронков – бывший капитан «Самотлора». Он меня знал, и я посчитал, что с его помощью, смогу пятым-десятым блокирующим пройти в «Локомотив», где через жесткую дисциплину из меня сделают волейболиста.

 Валентин КРОТКОВ, игрок команды «Факел Ямал» (Новый Уренгой), в 2014-2016 годах – либеро «Югры-Самотлора», в сезоне 2021/22 – капитан.   

— С Алексеем Германовичем Березиным мы лично встретились в 2011 году. Он тогда приглашал в команду, но у меня был действующий контракт. В Нижневартовск я попал три года спустя. «Самотлор» помог мне вернуться в волейбол после годичного перерыва. В новом амплуа. Из доигровки я перешел в либеро. Пришлось не легко, но в меня верили и доверяли. Поэтому оба сезона получились хорошими. Владимир Романович Алекно заметил и пригласил в «Зенит-Казань», позвали на сборы сборной России. С «Самотлором» расстались по-дружески. Когда спрашивали, я всем и всегда говорил, что Нижневартовск – это хорошее место, чтобы себя попробовать и проявить. Клуб всегда славился своими воспитанниками и тем, что помогает раскрыться игрокам. Другое дело, что удержать их не получается. Более состоятельные клубы не дремлют. 

После пяти лет в Казани я сам вернулся в «Самотлор». Хотел получать больше игровой практики. На мои условия согласились. Алексей Германович Березин – человек слова. Всё, что обещает, выполняет обязательно, всё, что нужно, делает. Я, в свою очередь, взамен полностью отдавал себя, свой профессионализм. Поэтому, наверное, у нас до сих пор теплые отношения.

В сезоне 2021/22 «Югре-Самотлору» отводили роль аутсайдера.  Помню это собрание. Алексей Германович озвучил, что нам пророчат 13-14 места. Я, зная, какой у нас боевой состав и как мы усердно готовимся, без всяких опасений сказал, что это большая ошибка, что нас сильно недооценивают. Начало чемпионата не особо задалось, но потом мы собрались и поперли: пробились в плей-офф и заняли итоговое восьмое место. Даже осталось сожаление, что не поднялись еще выше.

Алексей Германович в том сезоне был очень сдержанный. Внутри, конечно, переживал, но виду не показывал. Просто поддерживал настроение в команде. Нам помогали его слова и спокойствие в тяжелые моменты. Он делал и делает для клуба очень много. Знаю, сколько труда и души вкладывают в «Самотлор» и другие люди, которые там работают. Вообще система выстроена классно, но клубу очень не хватает финансирования. Со стороны, это даже выглядит непонятно и странно – ведь регион обеспеченный.

Надеюсь, скоро что-то измениться, и «Самотлор» расцветет новыми красками. Сможет вырастить талантливых воспитанников и оставить у себя, сможет вернуться на первые роли в российском волейболе, занять место на пьедестале, выступить на европейских соревнованиях. Может в городе появится новая волейбольная арена. «Самотлор» заслуживает гораздо большего, чем сейчас имеет.  

Александр ПЛАТОНОВ, главный тренер «Югры-Самотлора»

— Свою судьбу с Нижневартовском я связал в 1999 году. Приехал 15-летним пацаном и дорос до тренера. В общей сложности провел в «Самотлоре» почти 20 лет. Дважды уходил. Один раз по своей воле, второй – в силу обстоятельств. Но все равно возвращался, потому что считаю клуб родным. Он поставил меня на ноги и сделал профессионала. Несмотря на разные моменты жизни, Алексей Германович Березин от меня не отворачивался, очень важную роль сыграл в становлении как игрока, а теперь предоставил новый шанс, который дается не многим. Очень хочется стать примером для мальчишек. Показать, что в «Самотлоре» можно пройти путь от игрока молодежки до успешного главного тренера первой команды.

Мне оказали доверие, и я постараюсь сделать всё, чтобы его оправдать. Чувствую огромную ответственность. Если бы это был второй-третий сезон, это легче и проще, но у меня он первый в роли главного тренера «Югры-Самотлора». Никто не давит, сам накручиваю себя. Хочется как можно больше побед, выполнить задачу и показать максимальный результат. Рассчитываю на поддержку команды и болельщиков. Жду критических замечаний и комментариев. Критика тоже нужна, чтобы развиваться. Для профессионального роста полезны и кнут, и пряник.

ВК Самотлор