Погружаемся в статистику с Иваном Пухом.
Тренер-аналитик «Белогорья» Иван Пух в последние годы активно продвигает волейбольную статистику в широкие массы. Он разбирает эффективность игроков в конкретных элементах, а также выявляет тенденции в игре команд.
Новый разбор специалиста посвящен полуфинальной серии чемпионата России между казанским «Зенитом» и новосибирским «Локомотивом». Пух выделил интересные детали по каждому из матчей и подвёл статистические итоги противостояния. Далее – его слова.
Матч №1. Зенит-Казань – Локомотив – 3:1 (25:20, 20:25, 25:22, 25:22)
Пламен Константинов в интервью указал на то, что «Зенит» был чище и лучше в мелочах. Ни для кого не секрет, что главная атакующая мощь «Локомотива», стабильно приносящая очки, – это первый темп. Константину Абаеву было бы глупо отказываться от игры через Ильяса Куркаева и Дмитрия Лызика, тем более принимающие создавали благоприятные условия.
Абаев не стал никого удивлять, используя своих центров в 35% случаях при позитивном приёме вместе с приёмом на три метра. Другое дело, что Лызик с Куркаевым реализовали только 60% атак (12/20), в то время как их казанские визави под чутким руководством Майки Кристенсона – 74% (14/19).
Стоит отметить работу аналитического штаба хозяев, прилично подготовивших своих игроков к первому темпу соперника: из 20-ти нападений Куркаев и Лызик лишь по разу атаковали один в один, в большинстве случаев оказываясь на групповом блоке.
Подопечные Алексея Вербова были чуть лучше при организации атаки после выбитого приёма и чуть хладнокровнее в концовках. Единственный элемент, где у «Зенита» было тотальное превосходство – это эффективность атаки после приёма (41%–27%) за счёт меньшего числа ошибок.
«Казань пока вяленькая». Команда Вербова забрала первый матч у «Локомотива»
Матч №2. Зенит-Казань – Локомотив – 3:0 (25:19, 27:25, 30:28)
У «Локомотива» значительно поубавилось возможность игры первым темпом ввиду хромающего приёма, однако Абаев раз за разом находил Куркаева с Лызиком, порой пасуя с четвёртого метра. На этот раз центры «Локо» были точнее коллег из «Зенита» и на протяжении всего матча выглядели достаточно уверенно.
С появлением Сэма Деру в стартовом составе, Кристенсон стал заметно чаще использовать пайп, однако должного эффекта «Зениту» он так и не принёс: на двоих Деру с Дмитрием Волковым реализовали лишь 2 из 9 передач.
Ещё один элемент по набору брейковых очков, который был отточен казанцами до совершенства по ходу регулярного чемпионата – доигровка в благоприятных условиях. Но в этом матче казанцы напоминали бледную тень самих себя – 5 ударов в блок на быстрой передаче в край, не говоря уже о том, что в сложных ситуациях на высоком мяче Казань не заработала ни одного очка при 10 попытках!
Неспособность «Зенита» реализовать доигровку в краях вылилась в классические клатчи во втором и третьем сетах, в которых снова хладнокровнее оказался Кристенсон, доверивший в равных концовках своим центрам сразу 7 передач. Артём Вольвич и Алексей Кононов ответили надёжностью своему связующему, забив 5 из 7 мячей. Нельзя не отметить и разницу в соотношении выигранных и проигранных подач: если «Зенит» положил 8 эйсов на 11 потерь, то «Локомотив» набрал 5 очков с подачи при 16 ошибках.
Матч №3. Локомотив – Зенит-Казань – 3:0 (25:18, 27:25, 25:23)
Третий матч серии можно назвать лучшим для «Локомотива» в текущем сезоне. В стартовый состав железнодорожников после пропуска двух первых игр триумфально вернулся Дражен Лубурич, прилично разгрузивший своей угрозой блок с центральных игроков!
Стартовый сет вообще получился для «Локомотива» безупречным: 13 реализованных атак из 17 без единой ошибки или удара в блок. В середине второй партии преимущество хозяев достигло 7 очков, однако «Зенит» не только смог вернуться в игру после своеобразного нокдауна, но и благодаря эффективной подаче снова смог выйти вперёд. На коротком отрезке со счета 16:10 до счета 20:21 от былой новосибирской атаки не осталось и следа: лишь два очка при одной ошибке и 4 ударах в блок из 12 попыток.
В этой полуфинальной серии действовало железное правило: хозяин площадки забирает концовки. Если в важнейший момент второй партии Абаев дважды сыграл через первый темп Куркаева, то в аналогичный период третьего сета, когда казанские центры не спускали с него глаз – отпасовал Омару Курбанову на одиночный или разорванный блок, со второй попытки реализовавшему матч-бол.
В этом матче «Локомотив» впервые смог показать по-настоящему эффективную подачу: каждая вторая подача хозяев была полезна, а количество ошибок в этом элементе игры не превысило допустимые нормы. Стоит отметить блестящую тактическую игру Абаева, привычно поддерживающего напряжение в центре сетки в лице первого темпа и пайпа, но, в нужный момент, доверившего важнейшие мячи крайним. Единственный элемент, в котором «Зенит» превзошел хозяев в этом матче – это блок, который был результативнее и эффективнее.
Матч №4. Локомотив – Зенит-Казань – 2:3 (25:21, 25:23, 21:25, 20:25, 13:15)
Матч стал украшением всей серии. Вербов не стал ничего менять в тактическом плане после поражения, ведь установка по игре на блоке и в защите стабильно приносила его подопечным шансы в виде доигровок. Сам матч до поры до времени снова складывался под диктовку хозяев, как будто у команд не было перерыва. Уверенно держал игру через первый темп Абаев, 7 раз заигравший Куркаева с Лызиком в первом сете и 9 раз – во втором. Не менее уверенно подавал подачу со скоростью свыше 120 км/ч Лубурич, закончивший первый сет тремя эйсами подряд.
«Локомотив» забрал два стартовых сета и снова, как и двумя днями ранее, вытащил равные концовки. Начало казанского камбэка было ознаменовано появлением на площадке Александра Волкова, добавившего эмоций партнерам и уверенности Кристенсону. Помимо выхода опытного джокера, ключевым фактором в третьей партии стала подача: «Локомотив» смог довести на позитив лишь одну подачу соперника, совершив при этом 4 ошибки. С таким приёмом у Абаева просто не было возможности играть через центр сетки – лишь три атаки темпом при нулевой реализации.
Не сумев завершить матч в трёх партиях, железнодорожники упустили психологическое преимущество, а «Зенит», вслед за подачей, смог настроиться на результат и блок: 7 очков за четвертый сет. Концовка матча выдалась максимально драматичной: при счёте 11:14 «Зенит» получил сразу три матч-бола, закончив поединок только с третьей попытки. Подробный разбор трёх финальных розыгрышей доступен здесь.
Мощное шоу в полуфинале: «Зенит-Казань» сломил «Локомотив», затащив матч с 0:2
Итоги серии
«Локомотив» чаще рисковал на подаче, заработав на 6 эйсов больше. И их риск был более или менее оправдан, судя по преимуществу в соотношении выигранных и проигранных подач. Однако немного эффективнее подавали казанцы за счёт того, что чаще отодвигали соперника от сетки.
Что касается приёма, то здесь по всем показателям немного лучше был «Локомотив». Обе команды достигли совершенства при организации атаки после приёма на три метра, и если сложить этот приём с позитивным, то больше возможностей для комбинационной игры своим связующим предоставили принимающие из Новосибирска. Что касается того, как этими возможностями распорядились Кристенсон и Абаев, то с позитивного приёма лучше был «Локомотив», а с негатива – «Зенит». Если посмотреть на доигровку после доводки freeball, то тут гораздо успешнее был «Локомотив» – именно этот элемент игры стабильно приносил железнодорожникам брейковые очки. Казанцы, в свою очередь, значительно сильнее смотрелись на блоке, прежде всего, по количеству прямых очков.
А теперь более пристально обратим внимание на игру первым темпом. «Локомотив» гораздо чаще использовал этот инструмент в атаке, однако был менее эффективен за счёт большего числа ошибок. Посмотрите на то, в каких ситуациях связующие использовали своих центров: если Кристенсон чаще доверял Вольвичу при приеме на три метра, то Абаев максимально часто использовал Куркаева в благоприятной доигровке.
Что касается комбинации пайп, то «Зенит» играл её чаще, прежде всего, в ситуациях после позитивного приема и в доигровке. Однако «Локомотив» был прилично результативнее и эффективнее в этом элементе игры.
Иван Пух, @ivan_pukh