Артём Вольвич инвестирует в ценные бумаги и рассуждает о финансовой стороне своей жизни

Артём Вольвич – один из лучших блокирующих российского волейбола. С 2014 года он стабильно играет за сборную, а с сезона 2016/17 выступает за казанский «Зенит». 

 

Три года назад Артём рассказывал нам как переболел свиным гриппом, бросал курить и угонял яхту. В новом интервью «БИЗНЕС Online» игрок раскрылся с новой стороны – забросил компьютерные игры, читает экономические новости и хочет пообщаться с Владимиром Познером.

Артём Вольвич / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


– Артём, как прошла ваша самоизоляция?

– Как день сурка. Подъем, завтрак, тренировка, чтение прессы, обучение, обед, книги, вечернее время с супругой – фильмы и сериалы.

– За новостями по коронавирусу следили?

– Как раз во время тренировки обычно включал «Россию 24», где передавали сводки. Через какое-то время понял, что слишком много негатива – перестал смотреть. Дальше получал из интернета только самую важную информацию: по динамике и мерах, которые принимают власти.

«ПЕРВЫМИ В «ЗЕНИТЕ» АКЦИЯМИ ЗАНЯЛИСЬ КРОТКОВ И ЛЕОН»

– В 2017 году ваша супруга открыла в Казани салон красоты. Как бизнес пережил карантин?

– Елена ежемесячно откладывала деньги в резервный фонд на случай чрезвычайных ситуаций. Условно говоря, 10 процентов от оборота. Эти накопления позволили достаточно спокойно пережить коронавирус и сохранить сотрудников. Салон не работал около месяца – в Татарстане парикмахерские и салоны красоты открыли ещё 20 апреля. Правда, с серьёзными ограничениями и обязательными средствами защиты: маски, антисептики, перчатки. Это реалии нынешней жизни.

– Государство оказало обещанную поддержку малому бизнесу?

– По словам супруги – да. Она оформила заявку и уже получила субсидии, которые были прописаны в законе. Насколько я помню, обязательным условием для компаний было сохранение 90 процентов сотрудников. Денег как раз хватило, чтобы восстановить финансовый баланс.

– Какое участие вы принимаете в бизнесе?

– «Мастерская красоты» – целиком и полностью проект супруги. Она работала в этой сфере в Новосибирске, потом училась в Казани. Она всегда хотела открыть своё дело, много лет целенаправленно готовилась, копила деньги. Если говорить о финансах, то я на добавил незначительную часть – 10 — 15 процентов. Разумеется, она советовалась со мной по дизайну, предметам интерьера, но в целом ведёт все дела сама.

– Когда мы весной 2017 года говорили о возможных вариантах инвестиций, вы сказали «Только недвижимость. Чтобы играть на бирже, нужно очень хорошо знать, как всё это устроено». Сейчас 10 — 15 процентов вашего бюджета разбросана по акциям. Почему изменили мнение?

– В тот момент такие слова как биржа, опцион, акция, облигация меня действительно могли отпугнуть. Если ты что-то не знаешь, это всегда кажется сложным и страшным. У нас в команде в акции инвестировали Валентин Кротков и Вильфредо Леон, они часто говорили на эту тему. Я расспрашивал у них, что это такое и как работает. Мне стало очень интересно. Начал читать экономические новости, смотрел на графики, изучал цены. В этой сфере огромное количество информации. Можно слегка копнуть и углубиться очень далеко. В общем, какое-то время я просто наблюдал за рынком ценных бумаг, а потом открыл брокерский счёт и положил на него деньги.

– Акции какой компании сначала приобрели?

– «Аэрофлота». И первая покупка стала для меня самой неудачной. Это было время чемпионата мира по футболу в России. Конъюнктура  у авиаперевозчика была великолепная. Получается, я купил акции, когда они были на пике или, как говорится на слэнге, «на хаях». После чемпионата мира конъюнктура спала, появились плохие новости и выяснилось, что «Аэрофлот» не суперприбыльная компания. Акции начали падать. Зафиксировал чистый убыток в 20 — 30 процентов. Это был хороший опыт. Понял, какой это феноменальный стресс, когда ты не знаешь и не понимаешь, чего ты хочешь. Убедился, что мне ещё нужно учиться. Много читал, проходил различные курсы. На данный момент понимаю многие нюансы, страха и паники уже нет. Сейчас для меня это интересное хобби.

Фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


«КОМФОРТНЕЕ, КОГДА САМ РАСПОРЯЖАЮСЬ СВОИМИ ДЕНЬГАМИ»

– Каждое утро начинаете с изучения котировок?

– Нет. Игра даже на повышениях и понижениях акций это уже трейдинг. Эти ребята ежедневно пытаются извлечь прибыль непосредственно из торговли ценными бумагами. При обычном инвестировании в акции ты не ставишь на то, что цена обязательно вырастет или упадёт. Вы покупаете долю в компании, становитесь её условным совладельцем, смотрите как компания работает, какая прибыль и выручка. Вы как акционер получаете дивиденды после каждого квартала, полугодия, года.

– Инвестирование в акции более выгодно, чем банковский вклад?

– Цифры говорят, что да. Банковский вклад даёт 6 — 7 процентов годовых, а дивидендная доходность лидеров российских акций – выше 10 процентов. Но банковскими депозитами я тоже пользуюсь. Они дают спокойствие и уверенность. Все вклады до 1,4 млн рублей застрахованы. В любой ситуации вы свои деньги вернёте. И на конец процентного периода их точно не будет меньше, чем вы положили.

С акциями рисков больше. И банкротство компаний, и понижение кредитных рейтингов. Всё это вкупе может дать большую просадку. Тем не менее, если взять индекс S&P 500 (фондовый индекс, в корзине которого 505 избранных торгуемых на фондовых биржах США компаний, имеющих наибольшую капитализацию), то он неуклонно растёт вверх. Поэтому с точки зрения долгосрочного инвестирования акции – хороший вариант. Впрочем, я не специалист, рекомендации давать не могу да и не имею права. Рассказываю только о своём личном опыте. Надо понимать, что для получения дохода от акций нужно быть достаточно подкованным. У нас с финансовой грамотностью населения дела обстоят не очень хорошо.

– Как коронавирус сказался на ваших акциях?

– Особо не отразился. Я собирал портфель таким образом, чтобы он был диверсифицированным и в случае различных кризисов и потрясений просадка была незначительная. Есть такое понятие как средняя цена по активам. У меня она довольно хорошая. И в момент среднего мартовского падения на 35 — 40 процентов мой портфель потерял 15 процентов. Даже были средства, чтобы докупать акции.

Например, что изменилось у того же «Газпрома»? Может быть, сейчас они стали меньше добывать газа и экспортировать, но от этого компания менее эффективной не стала. Акции «Татнефти», «Лукойла» и других крупных компаний со временем всё равно вернутся на свой уровень. А как показывает история и практика, подняться даже выше.

– Вы пользовались услугами финансовых консультантов?

– Я пробовал и финансового консультанта, и помощника, и различные банковские услуги. Есть много разных инструментов. Но лучше чем вы вашими деньгами никто управлять не будет. Я понял, что мне психологически гораздо комфортнее, когда я сам распоряжаюсь деньгами, беру риски на себя. Повторюсь, поначалу был стресс из-за непонимания, а когда поднабрался знаний, стало гораздо легче. Понял, почему цены на акции могут расти или падать, какие факторы на это влияют. Например, если фактор внешний, то это не страшно, если внутренний – стоит задуматься.

– Экономическое образование вам пригодилось?

– Разве только в том, что я знал базовые вещи – что такое АО, ПАО, золотовалютные резервы и минфин.

Фото (здесь и далее): Роман Кручинин, zenit-kazan.com


«В 2016-М ПЕРЕШЁЛ В КАЗАНЬ НА МЕНЬШИЙ КОНТРАКТ»

– В это межсезонье усилиями журналистов и инсайдеров стали раскрываться зарплатные ведомости клубов КХЛ. Как бы вы отнеслись открытию контрактов волейболистов?

– Думаю, это не лучшая идея. Сейчас не хочу никого обидеть, но в большей массе люди завистливые. Положа руку на сердце, все мы хоть раз в жизни кому-то завидовали. Думаю, открытие зарплат может привести именно к этому чувству. Кроме того, мне кажется это конфиденциальная информация и её можно публиковать только с разрешения самих игроков.

– Вы знаете, сколько зарабатывают ваши одноклубники?

– Нет. Какие-то цифры могут дойти в виде слухов, но я не любитель считать чужие деньги. Зачем мне это? У меня есть свой контракт, которым мой уровень оценили. Моё дело – хорошо делать на площадке свою работу.

– Андрей Бедулин не входит в число лидеров агентского рынка. Почему вы работаете именно с ним?

– Потому что меня полностью устраивает его работа – вот и всё. У меня к нему нет претензий. Плюс есть не только денежные отношения, но и человеческие. Мы с ним хорошо общаемся, находим точки соприкосновения. Если другой агент предложит на 10 рублей больше, это не значит, что я пойду к нему.

– Финансовый фактор для вас не ключевой?

– Безусловно, финансы важны – это благосостояние наших семей. Но для меня на первом месте всегда спортивная составляющая. Я не кривлю душой. Допустим, когда я в 2016-м переходил из «Локомотива» в «Зенит», в Казани я получил гораздо меньше. Может быть, когда-нибудь финансовый фактор станет определяющим в плане выбора клуба, но сейчас в приоритете спортивный фактор. Это и задачи команды, и одноклубники, и тренерский штаб.

Помню, что очень долго думал над переходом в «Зенит». Было тяжело уходить из клуба, в котором провёл пять лет. Пришёл и сказал об этом этому генеральному менеджеру «Локомотиву» Роману Станиславову. Он спросил: «У меня ещё есть шанс тебя оставить». Я сказал, что нет, потому что хочу выйти на следующий уровень с точки зрения спортивного развития: тренироваться с лучшими, играть против лучших, тянуться к лучшим.

– Вы ведущий или ведомый?

– Наверное, ведущий. По крайней мере, так чувствую, к этому стремлюсь. Надеюсь, где-то получается.

– Можете встать и произнести в раздевалке пламенную речь?

– Да, спокойно.

– Как часто в раздевалке летают предметы и ломаются шкафчики от разгневанных ударов?

– В Казани я такого не видел. Конечно, может произойти какое-то недопонимание, кто-то может проораться. Но каких-то стычек я не помню. После поражений бывает разочарование, но в нервном и эмоциональном состоянии лучше никогда не высказывать друг другу претензии. Как показывает практика, они обычно бывают неправильными. Лучше разбирать ошибки на холодную голову, чтобы не было никаких обид.

– За что вас последний раз ругали?

– От всех тренеров прилетало за то, что много разговариваю или улыбаюсь на тренировках. Воронков, Шляпников, Саммелвуо, Вербов, Алекно – хотя бы раз каждый делал замечание. Объясняли, что мне это может не мешать, но мешает другим. Просто я позитивный человек.

– Вы когда-нибудь уговаривали одноклубника не уходить в другую команду?

– Я слышал, что такие прецеденты бывали в других команд. Лидеры по инициативе тренера могли пообщаться с игроком, объяснить почему для команды важно, чтобы он остался.


«ФОРМАТ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ НУЖНО СДЕЛАТЬ УСТОЯВШИМСЯ»

– Главный тренер «Зенита» Туомас Саммелвуо сказал нам в интервью, что следующий чемпионат России будет сильнейшим в мире. Согласны?

– Узнаем в следующем сезоне. Пока мы говорим с точки зрения имён, селекции. В этом плане кажется, что чемпионат будет сильнее. Но чтобы показать уровень, одной фамилии мало. Будем смотреть на качество волейбола и результаты.

– Стань вы президентом Всероссийской федерации волейбола, что бы поменяли в российском волейболе?

– Интересный вопрос. К ответу на него нужно готовиться. Наверное, я бы сделал формат турнира более устоявшимся. У нас он меняется чуть ли не ежегодно. Нужно найти формат, который будет привлекательным и для зрителей, и для спонсоров, и для ТВ. Найти баланс, чтобы турнир был динамичным, но в то же время не было перегруженных отрезков. Понятно, что это сложно из-за международного календаря, но нужно стараться.

– Отвечая на вопросы болельщиков, вы как-то сказали, что из заграничных клубов хотели бы поиграть за «Трентино». Почему именно этот клуб?

– Мне нравится стиль игры команды и главный тренер. В последние два — три года я смотрю много игр чемпионата Италии и видел много матчей «Трентино». Это прямо монолитный коллектив, который создал Анджело Лорензетти.

– Недавно стало известно, что волейболист родного для вас «Самотлора» Вячеслав Руднев попался на допинге. Как восприняли эту новость?

– Обидно и печально, что молодой парень может загубить карьеру. Я сам был молодым и ходил по вечеринкам, но к счастью не перешагнул грань. Надеюсь, он действительно сделал это случайно.

– Как часто в прошлом сезоне проверяли на допинг?

– Кажется, в Турции на Лиге чемпионов у нас всю команду проверяли. Может быть, в других матчах кого-то из парней выдёргивали, но я вроде только один раз сдавал.

– Однажды Александр Бутько четыре часа провёл на допинг-контроле – не мог сдать анализ. С вами подобное случалось?

– С Сашей это, кажется, было на клубном чемпионате мира в Кракове. Причём на следующий день мы выиграли финал. Что касается меня, то я обычно быстро сдаю анализ.

– Писать на глазах у других, наверное, неловко?

– Когда некоторые допинг-офицеры прямо в упор смотрят, конечно, смущаешься. Самое дурацкое – это заполнение документов. У них то зависают программы, то сенсорный экран на айпаде не работает. В итоге можно зависнуть надолго.

– У вас гаджеты самые современные? Гонитесь за новинками?

– Раньше если что-то новое вышло – хотелось купить. Потом прошло. Компьютер поменял только по необходимости. За пять-шесть лет он морально устарел и начал подвисать. У прежнего телефона сгорела плата – взял десятый айфон. Пока он полностью устраивает.


– Как часто рубитесь в компьютерные игры?

– Раньше играл и в Counter-Strike, и в Dota. С детства лет до 28-ми это было моим увлечением. Мании не было, но любил поиграть. Потом охладел. Но в той же сборной России если предложат сыграть компанией, конечно, не откажусь.

– Три самые важные книги в вашей жизни?

– Первая книга, которая сильно понравилось и запала в душу – повесть «Тысяча и один призрак» Александра Дюма. Вторая сильная эмоция была вызвана книгой «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза. Третья книга – «Разумный инвестор» Бенджамина Грэма.

«ПОГОВОРИЛ БЫ С ПОЗНЕРОМ, НАГИЕВЫМ И ДЖОБСОМ»

– Вы верующий человек?

– Я – агностик. Не отрицаю что Бог есть, но для меня важно логическое объяснение. Если я чего-то не вижу и не могу почувствовать, то в это не верю. Моя мама – очень верующий человек, и я уважительно к этому отношусь. Никогда ей не скажу, что Бога нет. Людям свойственно во что-то верить, это выбор каждого. Я предпочитаю не уповать на Бога, а решать свои проблемы сам.

– Самое большое счастье для вас?

– Когда все живы, здоровы и улыбаются. Когда супруга приходит домой счастливой, когда мама радостно рассказывает по телефону какие-то новости. Самое страшное – если кто-то приболел.

– В прошлом году в отпуске вы ездили в Нью-Йорк. Какие остались впечатления?

– Поездка в Штаты была одной из жизненных целей, которая перед нами стояла. Когда сразу после приезда мы вышли на Пятую авеню – центральную улицу Манхэттена – я обалдел от огромного количества людей. Меня аж заколотило от этого бешеного ритма. Захотел вернуться в номер, собрать вещи и уехать. Потом понял, что просто был уставший и нервный после дороги. На следующий день было уже лучше. Одно из главных впечатлений – Центральный парк. Люди там занимаются чем угодно. Всё так разношерстно, но в то же время гармонично. Мы так и не прошли его полностью. Увидели знаменитый Бруклинский мост, прошлись по местам, где снимались знаменитые сериалы «Секс в большом городе» и «Друзья». Это были приятные ощущения, детский восторг.

Очень сильное впечатление оставил Мемориал 9/11. Там очень тяжелая атмосфера, горестное место.

– У кого вы бы взяли интервью, будь такая возможность?

– У Познера, Нагиева и Джобса, хоть его уже нет с нами. Это неординарные личности, с которыми мне было бы интересно пообщаться. Возможно, моего уровня интеллекта было бы недостаточно чтобы вести с ними такую беседу, чтобы им было приятно общаться, но было бы интересно задать им какие-то вопросы.

Владимир Познер / фото: архив БИЗНЕС Online


– Почему Нагиев?

– Он меня удивил, когда после шоу, сериалов, фильмов я начал читать его интервью. Человек очень интересно мыслит. Мне импонирует, когда люди формулируют мысли иначе, нестандартно.

– На какие каналы подписаны в ютубе?

– «вДудь», «The Люди», «А поговорить?..». Смотрел пару программ Ксении Собчак, а в остальном волейбол или инвестиционные ролики. Одно время смотрел расследования Навального. Это были интересные выпуски даже не сточки зрения политика, а блогера.

– В 2017-м году Михайлов призвал своих подписчиков в инстаграме присоединиться к Путин тим. В комментариях вы написали «Макс, я только что выкинул твои вещи из номера».

– Ха! Мы часто шутили на эта тему.

– Владимиру Путину пора уходить?

– Я считаю, что спорт должен быть вне политики. Кто-то скажет, что это зарывание головы в песок, но я бы не хотел высказывать мнение на этот счёт.

– Вам нравится страна, в которой вы живёте?

– Что-то нравится, что-то – нет. Опять-таки, если критиковать, нужно делать это конструктивно и предложить альтернативу. Я не готов. Это будет либо популизм, либо политика, а это нарушение моего принципа.

ДОСЬЕ «СПОРТ БО»
Артём ВОЛЬВИЧ
Амплуа: блокирующий
Дата рождения: 22 января 1990 года
Место рождения: Нижневартовск
Рост: 213 см
Карьера: «Югра-Самотлор» (Нижневартовск) – 2008/09; «Урал» (Уфа) – 2009 — 2011; «Локомотив» (Новосибирск) – 2011 — 2016; «Зенит-Казань» – с сезона 2016/17.
Главные достижения в клубах: победитель Лиги чемпионов (2013, 2017, 2018), чемпион России (2017, 2018), обладатель Кубка России (2011, 2016, 2017, 2018, 2019), обладатель Суперкубка России (2016, 2017, 2018), победитель клубного чемпионата мира (2017).
Достижения в сборной: чемпион Европы (2013, 2017), победитель Лиги наций (2018), победитель Универсиады (2013).
Индивидуальные достижения: лучший блокирующий Олимпийских игр (2016), лучший блокирующий клубного чемпионата мира (2016, 2019), лучший блокирующий Кубка России (2011).

Материал сайта «Спорт БИЗНЕС Online»