Константин Брянский: «Польша больше всего похожа на сборную России»

Интервью с главным тренером «Динамо» и национальной команды.

Константин Брянский возглавил сборную России в июне 2022 года после двух подряд чемпионских титулов с московским «Динамо». Но из-за международной изоляции российского волейбола его работа сократилась до проведения сборов и двух матчей в год со сборной Беларуси.

В интервью «БО Спорт» 46-летний специалист рассказал, как относится к идее матчей сборной с клубами суперлиги, объяснил приглашение Романаса Шкулявичуса и работу на сборах с «Микасами».

 
Константин Брянский / фото: Данил Айкин, volley.ru; коллаж: Сергей Гусев, «БО Спорт»

«Изначально хотели посмотреть на Сапожкова и Полетаева»

– Константин Владиславович, какие положительные моменты вы можете выделить по итогам августовского сбора национальной команды?

– В первую очередь хочу отметить, что у игроков сборной по-прежнему очень высокая мотивация. Парни на тренировках показывали отличный уровень работы и совместных взаимодействий – было приятно за этим наблюдать. Порадовала и атмосфера в коллективе. В матчах с Беларусью ребята показали, что хотят играть за сборную России, что нуждаются в этих матчах.

– Второй матч прошёл по ретро-правилам. Это было больше шоу, чем волейбол?

– Наверное, да. Интересное шоу и для нас, и для болельщиков. Всё-таки нынешнее поколение волейболистов выросло на современных правилах. Чтобы не совершать глупые ошибки, конечно, изучили старые правила, но какой-то специальной подготовки не было – моделировали на тренировках обычный игровой процесс. Разве что подачу исполняли из первой зоны и центральных нападающих погрузили в приёме, поскольку правила ретро-матча подразумевали отсутствие либеро.

В этих двух встречах я задействовал всех игроков, чтобы они насладились игрой, атмосферой. Было бы обидно приехать на сбор и не поучаствовать в матчах. К сожалению, именно так произошло с Романом Порошиным, Ярославом Подлесных и Георгием Заболотниковым. У них были незначительные микротравмы, и было решено игроков поберечь, чтобы они в рабочем состоянии вернулись в клубы.

– Главный вопрос, который возник у болельщиков – почему в сборную был приглашён диагональный Романас Шкулявичус? Он сменщик Цветана Соколова в «Динамо» и при этом не особо молодой и перспективный.

– Я понимаю этот вопрос. Изначально мы хотели посмотреть на Максима Сапожкова и Виктора Полетаева. Но Полетаев до сборной не доехал, поскольку находится на реабилитации после травмы. Илья Казаченков провёл очень хороший сезон и был на весеннем сборе. Но летом у него было хирургическое вмешательство. Было бы неправильно прерывать его плановое восстановление в клубе. Максим Михайлов, безусловно, один из лучших диагональных России, но вызывать его в сборную сейчас не совсем целесообразно, всё-таки мы не готовились к какому-то масштабному турниру.

 
Романас Шкулявичус / фото: Данил Айкин, volley.ru 

– Кирилл Клец?

– В прошлом сезоне у Кирилла не было прогресса в «Кузбассе», в отличие от предыдущего сезона, поэтому я не стал его приглашать. На самом деле много достойных игроков, но всегда приходится делать выбор. В данной ситуации, когда были недоступны Полетаев и Казаченков, я решил подключить Шкулявичуса. Не вижу в этом ничего сверхъестественного. Приглашение самого доступного игрока – нормальная практика.

– Весной на сбор ещё приглашались Роман Мурашко, Корней Эннс…

– Да, у нас был полноценный сбор для молодых ребят. Я увидел их возможности, их работу. У них есть перспективы в будущем попасть в главную команду.

– Чей прогресс за последний год вас больше всего порадовал?

– Георгия Заболотникова и Максима Сапожкова. Доволен их отношением к работе, особенно Максима. Он очень мотивирован и это видно на каждой тренировке. Если брать того Сапожкова, который играл за «Самотлор», и нынешнего, то разница очень существенная. Он стал значительно сильнее за сезон в Италии.

– Сапожков, Заболотников, Лызик, Тетюхин и Фёдоров побывали сразу на двух сборах.

– Потому что этим молодым ребятам сейчас важно и полезно работать в сборной, получать практику совместной работы. Если лежать на диване, взаимодействия не наработаются.

 
Максим Сапожков / фото: Данил Айкин, volley.ru

– Чувствуете ли вы дефицит игроков для сборной в каком-то из амплуа?

– Диагональные и либеро. Российских либеро высокого уровня можно по пальцам сосчитать. Чтобы и принимали, и в защите хорошо действовали, и по технико-тактическим параметрам соответствовали. На майский сбор был приглашён Сергей Мелкозёров, но у него в «Зените» было мало игровой практики и это было заметно – он уступал коллегам. В данный момент считаю Илью Фёдорова и Евгения Баранова лучшими либеро России.

– При этом Баранов в «Динамо» находится за спиной Лаури Керминена.

– Когда два хороших игрока оказываются вместе, кому-то неизбежно не хватает игрового времени. Керминен в прошлом сезоне лучше смотрелся в командных взаимодействиях. Как будет в новом сезоне – посмотрим. Баранов не сильно уступает, и я нисколько не сомневаюсь в нём, как в хорошем либеро.

«Матчи сборной России против клубов? Почему бы и нет»

– Знаю, что некоторые клубы сейчас без особого энтузиазма отпускают игроков в сборную.

– Я видел подобное мнение в вашем материале. Но у нас оно другое. Лично я какого-то неудовольствия или открытого нежелания не наблюдал. Да, есть вопросы, когда оставляют без большого количества игроков, но это всё решается через переговоры. Всегда находили компромиссы. Возможность для маневра у нас есть. Уверен, что сами игроки довольны – они получили огромный опыт, работая с лучшими из лучших.

– Почему на сборах сборная работала мячами «Микаса»?

– Только первую часть сбора. Это было связано с тем, что не было «Воларов». Потом нам их подвезли. На самом деле разница между мячами есть, но я бы не сказал, что это прямо тяжелейший переход для игроков.

– Что вас в бытность игроком больше всего бесило во время сборов?

– Знаете, я всегда очень любил и люблю волейбол, поэтому не помню, чтобы меня что-то бесило. Но сборы для любого игрока непростое время, потому что это большой промежуток времени, в котором ты усиленно работаешь, но не играешь. А все любят именно играть. Если тренировки разнообразные и интересные, то сборы идут легче. Но во время них в любом случае бывает много тяжелой и монотонной работы, особенно если отрабатывается конкретная комбинация, конкретные взаимодействия. Конечно, тренировочный процесс намного скучнее, чем игры. Тем не менее, нужно постоянно быть в тонусе, уметь себя мотивировать. На тренировках нарабатывается автоматизм, который потом позволяет хорошо и правильно действовать в матчах.

– В прошлом году вашим первым ассистентом в сборной России был Алексей Бабешин, а сейчас на скамейке находился Олег Согрин. С чем это связано?

– У «Кузбасса» был не самый лучший прошлый сезон, поэтому приняли решение, что Алексей Андреевич останется в клубе и будет готовить его.

 
Фото: Данил Айкин, volley.ru

– В 2020 году женская сборная России играла на Кубке губернатора Калининградской области против сильнейших клубов страны. Может, и мужской сборной в будущем использовать этот опыт?

– Такая идея имеет место быть. Это интересный формат. Нужно только чётко понять, в каких матчах волейболист играет за клуб, а в каких – за сборную. Хотя не думаю, что с этим возникнут проблемы – в сборной несколько равноценных составов. В теории такую серию выставочных матчей с клубами вполне можно организовать.

– И провести их в Новокуйбышевске, Сургуте и Оренбурге – для популяризации волейбола.

– Почему бы и нет. Страна у нас большая – думаю, будет много желающих принять такие матчи.

«Решение Кулешова стало для нас шоком»

– В составе «Динамо» в это межсезонье не произошло ни одного изменения – уникальная ситуация. Обычно даже успешные клубы любят немного освежить игроков.

– Это лишь доказывает, что у нас каждый игрок на своём месте. Все ребята мотивированы и хотят приносить пользу команде, что очень важно. Мы в них верим, они часть нашей большой спортивной семьи. Мы со спортивным директором клуба Сергеем Заиченко бились за ребят, хотели продлить взаимоотношения с каждым из них.

– Ваши конкуренты поменяли составы. Кто стал сильнее?

– Определенно «Белогорье», если китайский доигровщик доедет. Думаю, «Динамо-ЛО» имеет хорошие шансы побороться за высокие места. Остальные, как мне кажется, остались на своем уровне.

 
Фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com

– После поражения в финальной серии от казанского «Зенита» вы сказали: «Нет смысла искать оправдания и алиби, хотя они есть всегда». Сейчас можете сказать, почему ваша команда была не похожа на себя?

– У нас были определённые травмы, но мне и сейчас не хочется ссылаться на это. В принципе мы ровно и хорошо прошли сезон, несмотря на проблему с доигровщиками. Денис Богдан был прооперирован в начале сезона и большая нагрузка легла на Антона Семышева и Ярослава Подлесных. Плюс не показал своего уровня молодой Илья Морозов, которого мы пригласили из Беларуси. Поэтому по ходу сезона подписали Кирилла Костыленко, который хорошо влился в коллектив.

Игра – это только вершина айсберга. База закладывается во время тренировочного процесса, где тоже нужно работать в полную силу. Серьёзная нагрузка на некоторых игроков привела к физическим сбоям. Накопительный эффект. Например, травма Павла Панкова по факту произошла в третьем матче финала, но зародилась ещё в первом. При этом надо отдать должное сопернику – «Зенит» объективно показал отличную игру.

– Что бы вы поменяли в прошлом сезоне, будь такая возможность?

– Вы знаете, я не склонен к таким фантазиям. Другое дело, что получен определенный опыт, и он будет учтён, чтобы не повторить каких-то ошибок в будущем.

– В прошлом сезоне Шкулявичус и Свентицкис получали мало игровой практики. Ситуация изменится?

– Да, есть план больше задействовать игроков из резерва.

– Кстати, о резерве. Когда в «Динамо» ждать новых воспитанников клуба?

– В молодёжке у нас есть перспективные центры Владислав Рейнсон и Михаил Падо. Они уже привлекаются к первой команде и участвуют в тренировочном процессе. В прошлом сезоне подключали связующего Александра Целищева. Все они интересные ребята, мы за ними следим. Многое зависит от них – насколько они хотят достичь больших волейбольных вершин.

– В прошлом сезоне «Динамо» отдавало в аренду в клубы суперлиги Никиту Кулешова, Ивана Коротаева и Михаила Данилова.

– К нашему большому сожалению, Кулешов принял решение оставить спорт. Мне сложно это комментировать. Потенциал у этого 19-летнего игрока был колоссальный, учитывая его физические данные и талант.

– Это что же так отбило у Кулешова желанием заниматься волейболом?

– Сложный вопрос, который, наверное, лучше всего задать ему самому. У нас это вызвало не то что большое удивление, а настоящий шок.

 
Никита Кулешов / фото: Александр Лукин, lokovolley.com

«Позитивно отношусь к новому формату Кубка России»

– Смотрите ли вы матчи чемпионата Европы?

– По возможности. Пока идут матчи в группах и в своем большинстве они не очень высокого качества. Ближе к четвертьфиналу планирую смотреть больше игр.

– Какие сборные вам нравятся?

– Мне нравится сборная России. Мы играем в современный, мощный волейбол. Польская сборная весьма хороша. Итальянцы показывают интересный стиль игры и взаимодействия на площадке.

– Какая сборная больше всего похожа на сборную России?

– Думаю, польская команда. Они тоже атлетически сильные, хорошо оснащены тактически и технически.

– Летом в сборной Болгарии был сериал вокруг Цветана Соколова. Вы наблюдали за ситуацией как зритель или были в курсе происходящего?

– Мы всегда на связи со своими игроками, это однозначно. Любые дела игроков в сборной касаются и клубов. Я бы не сказал, что в случае с Соколовым был конфликт. Скорее, недопонимание между игроком и тренером. Цветану нужно было залечить травму. В итоге всё разрешилось – сейчас он играет на Евро, показывает свой уровень.

– Пламен Константинов недавно заявил, что у Соколова была грыжа, которая вызывала дискомфорт в плече и шее. Как вы относитесь к раскрытию травм в волейболе?

– Я всё-таки думаю, что это конфиденциальная информация, поскольку она относится к медицинской составляющей. Не секрет, что у профессиональных игроков часто бывают травмы. Болельщикам всегда интересно об этом посудачить, обсудить чьё-то здоровье. Но надо понимать, что спортсмены живые люди со своими проблемами. Мне кажется, не совсем правильно влезать в чужую жизнь.

 
Цветан Соколов / фото: cev.eu

– В ваш тренерский штаб с прошлого года входит аргентинский тренер по физической подготовке Андрес Эспер. Почему вы выбрали именно его?

– Это очень опытный специалист, который поработал в национальных сборных Ирана, Китая, Финляндии, Эстонии и Бахрейна. Мне его рекомендовал знакомый тренер из чемпионата Польши. По ходу сезона мы убедились в его высоком профессионализме. Поэтому в этом году он поработал и со сборной России.

– Отсутствие травм – главный индикатор работы тренера по физической подготовке?

– А также хорошее физическое состояние спортсменов. Кроме того, тренер плотно взаимодействует с медицинским штабом и составляет план реабилитации игроков. У волейболистов часто встречаются хронические проблемы с коленями, спиной, плечами, голеностопами. Тренер по физической подготовке следит, чтобы ситуация не усугублялась. На самом деле подобного рода специалисты выполняют большой объем работы, но остаются в тени – они обычно обделены вниманием СМИ.

– Российский сезон в этом году начнётся с Кубка 100-летия, который стал частью Кубка России. Как вы отнеслись к этому нововведению?

– Очень позитивно. В самом начале сезона нас ждут матчи с соперниками из топ-8 – уверен, что они будут очень полезными. Путь в Кубке России нужно будет начать с 1/8 или 1/4 финала. Мы рады дополнительному плей-офф. Матчи навылет резко повышают значимость каждой игры.

– Многие считают, что 16 клубов – перебор для суперлиги. Вы с этим согласны?

– Нет. Моё мнение однозначное – спортсменам нужны игры, много игр. Я понимаю, что есть вопрос топовости матчей. Но к любой команде нужно готовиться. Настраиваться не только на сильных соперников, но и на более слабых это тоже умение, воспитание спортивного духа. Возможно, топовым клубам матчи с середняками и аутсайдерами могут казаться тратой времени. Но польза всё равно есть. Волейболисты из команд нижней части турнирной таблицы с удовольствием бьются против лидеров – они играют без давления и у них многое получается. У тренеров топ-клубов есть возможность вводить больше игроков. В итоге все получают опыт, необходимый для роста. Уменьшив количество игр, мы можем понизить качество чемпионата. Количество игр считаю оптимальным.

«Тренер – это дирижёр, а связующий – первая скрипка». Поговорили с Брянским о волейболе и музыке (29.12.2020)

ДОСЬЕ «БО СПОРТ»
Константин БРЯНСКИЙ
Дата рождения: 14 июня 1977 года

Место рождения: Сочи
Карьера игрока: «Октан» (Новокуйбышевск) – 1995– 2005; «ЗСК-Газпром» (Сургут) – 2005– 2007; «Нова» (Новокуйбышевск) – 2007–2014.
Карьера тренера: «Нова» – 2014/15 (старший тренер); «Нова» – 2015– 2017, 2017/18 (главный тренер); с декабря 2018 года – главный тренер «Динамо» (Москва); с июня 2022 года – главный тренер сборной России.
Достижения в качестве тренера: чемпион России (2021, 2022), обладатель Кубка ЕКВ (2021), обладатель Кубка России (2020), обладатель Суперкубка России (2021, 2022), серебряный призёр чемпионата России (2023).

Алмаз Хаиров