На площадке нет лидера, а у Саммелвуо проблемы с заменами.
Волейболисты сборной России проиграли 4 из 9 матчей в Лиге наций и даже победы в оставшихся шести матчах (над Сербией, Аргентиной, Болгарией, Германией, Италией и Бразилией) не гарантируют команде попадания в четвёрку сильнейших.
Медали коммерческого турнира в олимпийский сезон не столь важны как качество игры и планомерное наигрывание состава к Токио, но пока у российской команды нет позитива ни по одному из пунктов. Разбираемся, почему сборная так часто нас огорчает.
У КОМАНДЫ НЕТ ЛИДЕРА
У сборной России четыре поражения в текущем розыгрыше Лиги наций – от Японии (2:3), Польши (1:3), Франции (1:3) и Словении (2:3). И почти в каждом матче у соперников в составе находился супергерой.
У японцев вышел на замену диагональный Иссеи Отаке и набрал 25 очков, реализовав 70% атак (21/30, 2 ошибки). Доигровщик поляков Вильфредо Леон тоже наколотил 25 очков, сделав 7 эйсов и разбомбив приём сборной России. У словенцев потрясающий матч провёл доигровщик Клемен Чебуль – 31 очко и 68% реализации атак (27/40, 2 ошибки). У французов здорово сыграл Эрвин Нгапет, но в основном они сделали разницу благодаря выдающейся командной защите.
В составе сборной России таких героев пока нет. Нет лидера, который в тяжёлые моменты тянет команду за собой и решает судьбу концовок, забивая мячи любой сложности. Мало кто показывает характер, быстро сдаваясь если не пошла игра. Все выглядят неуверенно и словно ждут, когда инициативу возьмёт кто-то другой.
Самое высокое среднее качество игры на текущем турнире, пожалуй, показывает Максим Михайлов. Он лучший в команде по очкам (136), эйсам (14), реализации атак (51%) и успешным защитным действиям (43). Но и он не смог вытянуть команду в матчах с топ-соперниками.
Дмитрий Волков после травмы играет с большими перепадами, Егор Клюка тоже нестабилен, причём по необъяснимым причинам. Лидером мог бы быть Дмитрий Мусэрский, но он пока испытывает проблемы со здоровьем. Во встрече с Францией Мусэрский получил небольшое повреждение спины, поэтому не попал в заявку на матч со Словенией.
Не все игроки в силу характера способны быть лидерами, поэтому важно чтобы их вели за собой другие. Пока не получается – бывают партии, в которых команда разваливается.
«Не нравится, что опускаем руки, когда что-то не получается, и это заметно, – сказал в интервью пресс-службе ЧМ-2022 главный тренер казанского «Зенита» Алексей Вербов. – Можно ведь проиграть в борьбе, а можно так, как мы в играх со Словенией, Францией и Польшей. Разница в 8 — 10 мячей в партии – большая. Мы не суперфавориты, с этим нужно смириться, но опускать руки и сдаваться – этого видеть не хотелось бы».
Вербов считает ментальными лидерами команды связующих Игоря Кобзаря и Павла Панкова.
«Хотелось бы верить, что и кто-то из нападающих. Михайлов на площадке несёт львиную долю нагрузки. Пока не вижу Клюки, он точно способен на большее, и мы все ждём, что он также проявит себя. Вольвич обладает лидерскими качествами и может повести, Мусэрский… Сейчас внутреннюю составляющую нужно из себя доставать, в олимпийский сезон не хотелось бы видеть опущенные руки, немножко нужно зубки сжать», – сказал Вербов.
НЕПОНЯТНАЯ СИТУАЦИЯ СО СВЯЗУЮЩИМИ
Туомас Саммелвуо в начале турнира чередовал связующих и это казалось вполне оправданным. Однако сейчас их постоянная ротация уже представляется большой проблемой. В матче со Словенией тренер пять раз менял связующих, задёргав не только Кобзаря и Панкова, но и всю команду.
Был в игре со словенцами и ещё один странный момент. При счёте 17:13 в третьем сете Саммелвуо заменил Михайлова на Виктора Полетаева. Всё бы ничего, но Михайлов как раз в этот момент пришёл в четвёртую зону, откуда ему вполне комфортно атаковать – он целый сезон 2019/20 в казанском «Зените» провёл в доигровке. При этом для леворукого Полетаева это не самая любимая расстановка. Кобзарь не решился сразу заиграть Полетаева, для первого темпа не было приёма и в итоге трижды подряд неудачно атаковал Клюка. Счёт стал 17:16 и последовала очередная замена связующего. Получается, что тренер сам усложнил жизнь своей команде, хотя ситуация не требовала столь экстренной замены.
И Кобзарь, и Панков допускают тактические ошибки. Есть проблемы и с качеством передач, что отчасти можно объяснить слабым уровнем сыгранности – сборная не собиралась два года, а активно используемых клубных связок мало. Разве что Панков – Илья Власов. Можно вспомнить эпизод, когда в концовке второго сета матча со Словенией при счёте 23:23 Волков шёл на одну атаку, а Панков пасовал ему на другую. В итоге словенцы получили халявный сет-бол, который сразу же реализовали, закрыв блоком Михайлова.
«Нам всё-таки нужно определиться со связующим, это главный момент. Та суета, которая происходит на этой позиции, не даёт нам стабильности. Наверное, это основополагающая вещь, бросающаяся в глаза», – сказал Вербов в интервью volley2022.
У СБОРНОЙ РОССИИ НЕ ВИДНО СИЛЬНЫХ СТОРОН
Сборная Бразилии душит соперников сыгранностью состава, используя резервистов только в матчах с совсем проходными соперниками. Фишка поляков – глубокий состав, который позволяет не перегружать игроков и в то же время добиваться результата. Некоторые команды хороши в защите, другие – доминируют благодаря подаче, третьи – берут неуступчивостью и борьбой за каждой мяч.
У России в этом турнире вообще не видно какого-то сильного козыря. Казалось, что им будет подача, но в топ-20 лучших подающих только Михайлов. И дело даже не в эйсах, а в агрессивности и серийности подач. Волков, Панков, Полетаев, Мусэрский, Клюка – все, кто может убивать соперников подачей, этого не делают и много ошибаются. Блок вроде бы тоже должен быть сильной стороной России, но мы его проиграли Франции и Польше, плюс ничего не смогли сделать со словенцем Чебулем.
Представителей России нет в топ-10 лучших либеро, защитников и принимающих. Валентин Голубев начал турнир в качестве основного либеро, но обилие ошибок открыло дорогу в состав Евгению Баранову. Дебютант довольно много ошибался в играх с Францией и Канадой, но против Словении выдал 57% позитивной доводки.
Пока ахиллесова пята сборной России в приёме – Клюка. Обычно он компенсирует брак в этом компоненте хорошей атакой на высоких мячах, но сейчас этого не видно – 27% реализации против Канады, 33% – против Польши, 35% – против Словении. Волков пока тоже не впечатляет ни в приёме, ни в атаке. Но Саммелвуо даёт им максимальное игровое время, ожидая что они всё-таки заиграют.
Если связующих тренер часто тасует, то в линии доигровщиков, кажется, наоборот не пользуется всей широтой выбора. Антон Семышев, который отличается качественным приёмом, получил шанс только в матче с США. Накануне Саммелвуо вообще отправил игрока домой – после восстановления от травмы блокирующего Ивана Яковлева нужно было освободить место в заявке.
Лига наций в этом году второстепенна в плане результата, но пока она не даёт нам и каких-то положительных предпосылок перед Олимпиадой. Тот же Иран Владимира Алекно раскрыл в Лиге наций двух новых игроков – леворукого диагонального Сабера Каземи и доигровщика Мейсама Салехи. Сейчас это лучшие бомбардиры команды, которая раньше постоянно играла одной шестёркой. У России новых героев нет, а некоторые прежние выступают так, что игра сборной навевает грусть.
В такой ситуации тяжело и Саммелвуо. В оставшихся шести матчах перед Олимпиадой (хотя мы ещё надеемся на «Финал четырёх», плюс наверняка будут товарищеские встречи) ему то ли нужно терпеть «грязную» игру, наигрывая один состав, то ли продолжать искать оптимальные сочетания.