«Условия Питера интереснее, но отрадно, что игроки выбирают Казань». Вербов – о бюджетах и сборных, которые мог принять

Признался, что казанцы рассматривали Ноумори Кейта.

Главный тренер казанского «Зенита» Алексей Вербов дал почти 5-часовое интервью телеканалу «Старт». Конечно, в полном объёме разговор не пошёл в эфир, но доступен в двух частях здесь и здесь. Многие мысли из интервью Вербов озвучивал и раньше, но при этом рассказал и много нового. Мы собрали самые интересные высказывания 43-летнего специалиста.

Алексей Вербов / фото (здесь и далее): Роман Кручинин, zenit-kazan.com

«Спасибо «Газпрому», что до сих пор нас поддерживает»

Весной казанский «Зенит» в третий раз подряд стал чемпионом России, обыграв в финальной серии петербургский «Зенит» под руководством Владимира Алекно. По словам Вербова, возвращение в суперлигу маститого тренера добавило противостоянию дополнительный интерес.

«Зенитовское дерби с самого начало было принципиальным. Это битва. Ну, не за бюджеты, так нельзя говорить. Но у нас один спонсор и эта конкуренция существует, она на виду. Про наши игры и то, как они складываются всё руководство точно знает. «Газпрому» спасибо, что до сих пор нас поддерживает и помогает при наличии своей домашней питерской команды. У «Газпрома» везде сокращения, кроме футбола. Мы понимаем, где находится главный офис, это питерский бренд. Но и наши руководители борются за команду, добиваются, ищут, держат её на плаву. Им тоже низкий поклон. Понятное дело, что волейбол в республике нельзя сравнить с хоккеем, потому что «Ак Барс» это что-то особенное», – сказал Вербов.

Два «Зенита» борются не только на площадке, но и на трансферном рынке. В частности, перед нынешним сезоном петербургский клуб проявлял интерес и к Константину Абаеву, и к Михаилу Вышникову, но оба связующих оказались в Казани.

«Это, кстати, тоже из серии соперничества. Определенные внутренние победы присутствуют. Огромная благодарность ребятам за это. Наверное, каким-то глобальным секретом не будет, что условия у питерского «Зенита» сейчас получше и поинтереснее, чем у казанского. Для меня еще больше отрадно, что казанский «Зенит» выбирают уже не по каким-то финансовым интересам, а из-за отношения, подхода к работе. Это тоже своеобразная победа. И когда удавалось с кем-то договориться, убедить, внутри было чувство победы, которое не сильно отличается от титулов. Большой трансферной победой в своё время был переход Кристенсона. Я даже не верил, что это возможно, потому что до этого его звал «Зенит» СПб. Все эти годы все смотрели на великого мастера, волшебника. Он всех вокруг делал лучше», – признался главный тренер.

Реклама
 
Константин Абаев (слева) и Михаил Вышников

Вербов отметил, что ранняя комплектация составов – это проблема, которая заставляет отвлекаться от текущего сезона. В частности, серьёзные переговоры с потенциальными новичками были в декабре 2024 года. Построение новой команды на сезон 2025/26 отняло много сил, энергии и времени, которых в моменте не хватило для лучшей подготовки к финалу Кубка России, который был упущен.

«Топовые команды сейчас рядышком, и, помимо финансов, игроков надо заманивать и заинтересовывать чем-то другим. 10 лет назад казанскому «Зениту» не нужно было это делать. Возможности были в два раза выше, чем у других – чартеры, премии, бонусы. Сейчас не так», – заявил Вербов.

Когда его попросили расположить клубы суперлиги по бюджету, он, не называя конкретных цифр, на первое место поставил «Зенит» СПб, на второе-третье – «Зенит-Казань» и «Динамо». За ними с отставанием примерно в 20 процентов – «Локомотив» и «Белогорье», недалеко «Динамо-ЛО» и «Динамо-Урал». К слову, эти семь клубов в прошлом сезоне и были в семёрке.

«Никто никого не обманет – всё равно спортсмены делают результат. Если у тебя нет спортсменов, способных сделать результат, никакой тренер, никакая атмосфера не помогут. Вдолгую будут побеждать сильнейшие команды с сильнейшими бюджетами. Но в моменте всегда можно выстрелить. Из последних подобных сказок – чемпионство «Кузбасса». У них не было большого бюджета, но менеджмент и Туомас Саммелвуо собрали хорошую команду. А мы тогда были сытыми котами. Одно чемпионство, другое – у нас просто пропала мотивация. Лучшие представители тренерского цеха не знают, как с этим справляться. Мы и с Алекно обсуждали этот момент. Нигде ни в одной книжке не написано, что делать и как с этим справиться. Не специально же проигрывать», – сказал Вербов.

Самого высокооплачиваемого игрока суперлиги тренер называть не стал, но сказал, что это иностранный нападающий.

«Сделал большие глаза, когда узнал стоимость Нимира»

У казанского «Зенита» проблем с мотивацией в новом сезоне не будет, ведь команда значительно обновилась и ей нужно заново доказывать свою силу – без Майки Кристенсона и Сэма Деру, которые были важной частью чемпионского состава. Вместо американца пришёл Абаев, а вакансию второго легионера занял сербский диагональный Дражен Лубурич. Хотя были и другие варианты.

«С Лагумдзией были переговоры – он хотел контракт сразу на два года, при этом запросы были немаленькие. У нас была возможность Кейту забрать. Это был бы интересный трансфер для клуба и российского волейбола, но он непростой парень. Его результативность, эффективность в Италии не вызывают никаких вопросов. Но я навёл справки о нём и понял, что он такой эгоистичный, сам про себя. Пару лет назад была возможность вернуть Нгапета. Готова ли команда принять таких игроков? Это может стать головной болью. Кроме того, у нас был Деру, с которым не хотелось расставаться», – сказал Вербов.

Ноумори Кейта / фото: © Roberto Tommasini, globallookpress.com

Как и Пламен Константинов, он посетовал на сложность приглашения топовых легионеров. Среди негативных факторов для России – отсутствие еврокубков и солидные контракты, которые теперь предлагают в Турции, Японии, Италии и Польше.

«Я спрашивал про Нимира Абдель-Азиза. Когда мне озвучили сумму, сделал большие глаза. Больше, чем в своё время Леон получал. Хотя и раньше в Россию ехали с коэффициентом х2, а то и х3. Так сказать, моральная компенсация за климат и перелёты. «Динамо», например, искало замену Соколову в помощь Сапожкову, потому что непонятно, насколько он будет стабильным. Они искали легионера, но не смогли найти», – рассказал Вербов и предположил, что если изоляция затянется суперлига начнёт терять топовых российских игроков, как это происходит в женском волейболе. В частности, хотел уехать в Италию Дмитрий Волков и даже имел несколько вариантов, но не дождался конкретных предложений от топ-клубов.

Вербов признался, что линия принимающих казанской команды ослабла с уходом Деру. В том числе поэтому взяли аргентинского либеро Сантьяго Данани, который должен взять на себя роль организатора на задней линии, которая принадлежала бельгийцу. По словам тренера, с Деру расстались, чтобы дать шанс Михаилу Лабинскому, которому составит конкуренцию другой воспитанник клуба Андрей Сурмачевский.

             «Потенциально Клюка лучший в мире»

Когда интервьюер Александр Усманов попросил специалиста собрать расширенный состав сборной России на чемпионат мира-2025, Лабинский в него вошёл. После стопроцентных Волкова и Павла Тетюхина, а также Антона Семышева и Дениса Богдана. Если бы Вербов был связующим и в его распоряжении были бы все нападающие мира, он в решающий момент отдал бы передачу Алессандро Микьелетто, а из россиян – Волкову.

«Клюка вообще отдельная тема. Потенциально он вообще лучший в мире. Даже Леон не такой уникальный как Егор. Но вот у него травмы. Или это психосоматика, или ещё что-то. К нему нужен очень тонкий душевный подход», – считает тренер.

Из связующих он назвал Павла Панкова, Абаева и Романа Порошина, из диагональных – Максима Михайлова, Максима Сапожкова, Кирилла Клеца, Романа Мурашко и героя Кубка России-2025 Раджаба Шахбанмирзаева. Кстати, специалист отметил, что у них с Клецом есть договоренность, что первый звонок из Японии при возможном поиске новой команды волейболист сделает в Казань. Сам Вербов намерен внимательно следить за японской лигой.

Кирилл Клец / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com

Из блокирующих в расширенный состав Вербова на ЧМ-2025 вошли бы Дмитрий Лызик, Ильяс Куркаев, Артём Вольвич, Дмитрий Жук, Илья Власов, а из либеро – Илья Фёдоров и Евгений Баранов.

Вербов признался, что у него были варианты возглавить три национальные сборные. В частности, Египет предлагал свозить сборную в Париж-2024.

«Приехать на Олимпиаду и получить 0:9 – не то, с чего хочется начинать. Разговаривал с представителями Сербии. Говорили, что у них задача – Лос-Анджелес-2028, а сейчас надо играть молодой командой. При этом результат якобы никто спрашивать не будет. Но я смотрел на Сербию с Крецу, которая в Лиге наций проиграла 9 из 12 матчей, в том числе Китаю (0:3). Я – молодой тренер, и смогли бы они терпеть и выдержать это всё? Наверное, меня бы в такой ситуации выгнали. С Ираном тоже был разговор, но я пока не рвался возглавить какую-то сборную, надо еще обрасти жирком. Но если мы ещё какое-то время будем находиться в изоляции, то я должен буду что-то поменять для себя, для саморазвития, чтобы не закислиться. А сейчас новая команда в Казани даст новые эмоции, новые впечатления», – сказал Вербов.

При этом специалист отмечает, что не видит для себя возможность совмещения работы в клубе и какой-то сборной, поскольку сильно выкладывается на работе, а два с половиной летних месяца для него перезарядка и возможность полноценно побыть с семьей.

«На наших прощальных ужинах мужики плачут – для меня это важнее титулов»

Разумеется, у Вербова спросили о смазанном финише прошлого, когда казанский «Зенит» уже в ранге чемпиона страны в мае не смог выиграть домашний «Финал шести» Кубка России-2025, который был приурочен к 25-летнему юбилею клуба. По словам тренера, будь его воля, он бы не проводил этот турнир.

«Мы были пустыми после финала чемпионата. Кроме того, вся команда заболела после финала. Такое впервые на моей памяти. У всех была максимальная мобилизация, концентрация во время плей-офф, а после финала иммунитет у всех дал сбой. У всех было гипержелание выиграть Кубок России дома, но мы не смогли собрать себя в кулак, мы не были хорошо готовы, не смогли показать свои лучшие качества. А «Локомотив», напротив, показал сумасшедший уровень. Обыграли нас практически без Лызика Я очень расстроился за Кристенсона и Деру. Хотелось проводить их красиво, как Леона после сказочного «Финала четырёх» Лиги чемпионов», – сказал Вербов.

Майка Кристенсон

По словам тренера, казанская команда предыдущих лет по некоторым параметрам превосходит состав с Вильфредо Леоном и Мэттью Андерсоном.

«На протяжении четырёх лет у нас собрался объемный материал и мы сравнили наши показатели с казанским «Зенитом» тех времён. Эта команда не уступает тому «Зениту», а во многом даже превосходит. Это серьёзное достижение. К сожалению, бан не позволяет нам сравнить себя с лучшими командами Европы и мира, поэтому мы только по статистике можем понимать, что мы точно рядом, а во многом даже лучше. Но мы понимаем, что наши команды ничем не уступают польским и итальянским победителям Лиги чемпионов последних лет», – заявил наставник татарстанской команды.

Вербов признался, что всегда со слезами на глазах расстаётся с игроками.

«На наших прощальных ужинах бывает 20 мужиков и они всегда плачут, как бы это ни звучало. Это вот показательный момент. Я уже много раз говорил в различных интервью, что для меня как тренера вот эта ситуация, она важнее любого титула. Вот это остаётся с нами навсегда. Так что я за это очень держусь, такая атмосфера в моей философии на первом месте стоит», – сказал наставник.

Вербов не упускает возможностей пообщаться с мэтрами тренерского цеха – он встречался с Роберто Пьяццей, Анджело Лорензетти, а в Казани смог попасть на ужин с Зораном Терзичем и Хулио Веласко. Они шесть часов обсуждали волейбол – до закрытия заведения. Также он поддерживает связь с Туомасом Саммелвуо.

«Было бы интересно понять, что за человек Путин»

Осенью 2024 года в большом интервью «БО Спорт» Вербов уже поднимал проблему дефицита детских тренеров и их низких зарплат. Он предлагал, чтобы детские тренеры получали хотя бы один процент от суммы контракта волейболиста пока ему не исполнится 25 лет. Теперь он вновь затронул эту тему и другие проблемы детского спорта.

«Из-за низкой оплаты сейчас с детьми работают только фанаты своего дела, которые на волейболе помешаны и для которых зарплата уже большой роли не играет. Например, моей маме 75 лет, и она до сих пор выигрывает первенства России. В первую очередь нам надо убрать заработную плату тренеров, которую они получают только за победы – они должны думать о развитии детей, а не о результате любой ценой», – убеждён Вербов.

Также он предложил создать для детей специальный мяч – меньше и легче, как в баскетболе. Кроме того, тренер считает, что для самых маленьких нужно ещё ниже опускать сетку, чтобы они не били снизу вверх, закрепляя неправильную механику. Также он осудил жёсткие методы работы с детьми, из-за которых те начинают бояться на площадке.

«Всё с детей закладывается. Оттуда идёт боязнь проиграть, боязнь ошибиться и не дай бог ошибиться в концовке. Сейчас приходит молодёжь. Они с точки зрения головы не инвалиды, конечно, но уже многое пережили. И мы работаем с ними как доктора, лечим от этой истории боязни. Я знаю чемпионов, которым в какой-то степени психиатр нужен уже после карьеры. Наорать или ударить – это лёгкий путь. Но с детьми тоже надо разговаривать, надо учить их, как действовать в каждом конкретном случае. Но им нужно давать ошибаться, пробовать, – считает Вербов.

Также он отметил, что положительно относится к появлению в штабе команд профессиональных штатных спортивных психологов, поскольку тренеры обычно обладают лишь базовыми знаниями в этой области. При этом он заявил, что таких специалистов очень мало.

В конце разговора во время блица Вербов назвал своей слабой стороной неумение одновременно выполнять несколько задач, а сильной стороной назвал независимость. Также он признался, что будь у него возможность поужинать с любой личностью, это был бы президент России Владимир Путин.

«То, что ты видишь по телевизору – это одна история. Мне было бы интересно узнать, понять, что это за человек. Вообще, когда смотрю на работу всех президентов, думаю, странно мне жаловаться, что не могу весь год работать на сто процентов. Люди там вообще не отдыхают, у них такой объем информации. Было бы интересно послушать его и понять какие-то его решения», – сказал Вербов.

Алмаз Хаиров