Архив. Олег Молибога о волейболе в СССР и нынешней России

Интервью от 10 ноября 2020 года

Заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира, четырёхкратный чемпион Европы, семикратный чемпион СССР… Достижения этой легенды волейбола можно перечислять бесконечно. Олег Алексеевич Молибога, инспектор Всероссийской федерации волейбола, дал небольшое интервью «ЮграМегаСпорт», в котором рассказал о своих впечатлениях от полуфинального этапа Кубка России по волейболу и вспомнил волейбол времён СССР.

— Олег Алексеевич, какие впечатления у вас о югорской столице?

— Я впервые в Ханты-Мансийске, как-то не удавалось приехать, не было повода. Сейчас повод выдался хороший – полуфинальный этап Кубка России по волейболу. Очень нравится, у вас красиво. Обычно говорят «Первый блин комом». А в этом случае всё наоборот. Атмосфера очень тёплая, приём хороший. Это я могу сказать не только от себя, но и от всех судий. Единственный минус –в первой встрече  местный волейбольный клуб «Югра-Самотлор» проиграл. (улыбается)

— А об условиях для проведения турнира в Центре теннисного спорта?

— Отличные условия! И люди, которые всё время с нами – тоже. Очень общительные. Всегда спросят о наших претензиях и пожеланиях. Но претензий нет. Вот мы захотели экскурсию – нам её очень оперативно организовали. Нам всем всё очень нравится.

— Волейбол – это такой игровой вид спорта, в котором очень часто меняются правила. Как вы относитесь к изменениям?

— Всегда что-то добавляется. Иногда Европейская конфедерация волейбола добавит что-то такое, чего, на мой взгляд, и не нужно было добавлять. Я бы отменил некоторые вещи, например, игру ногой. Разве это волейбол? Касание сетки при подаче. Мы уже близки к тому, что, если игрок потерял первую подачу, можно и вторую подачу сделать. Как в теннисе. Я не любитель таких перемен, они не идут на пользу.

— Как вы прокомментируете игру ВК «Югра-Самотлор» — ВК «Локомотив»?

— Силы изначально были неравны, большой отрыв. Итоговый счёт 3:0 об этом говорит. Да и проигравшие ребята в основном это сами понимали. Как говорится, против лома нет приёма. Я думаю, победа им не особенно была важна, ребята хотели поиграть.

— Есть ли у вас фавориты среди существующих волейбольных клубов России?

— Нет. В том числе и в рамках этого турнира. Могу назвать только команды, которые, на мой взгляд, сильные: «Зенит-Казань», «Динамо-Москва», новосибирский «Локомотив», который играет в эти дни.

— Как бы вы оценили готовность команд к игре в связи с эпидемиологической ситуацией?

— Мне страшно представить себя сегодня на месте тех спортсменов и их тренеров, которые попали в такой длительный перерыв без спорта и тренировок. Волейбольный клуб «Динамо» сейчас сидит на карантине. Тренировок нет, игр нет. А карантин кончится, и как играть? Все игровые виды спорта очень пострадали от этого, не только волейбол. И зрителей нет. А они очень помогают командам. А тут – просто музыка играет. Совсем не то.

— Как началось ваше увлечение волейболом?

— Я сначала занимался футболом. Через какое-то время занятия в спортивной школе стали совпадать с занятиями в основной школе. Пришлось переключиться на волейбол. Это не было моим личным желанием, мой отец всем правил. Он работал на закрытом заводе по производству двигателей для ракет и холодильников «Днепр», но вместе с тем был фанатом спорта, играл в волейбол. Отвёл меня к своему другу, тренеру по волейболу. С этого всё и началось. Всё это вылилось в большой спорт. Раньше на первенство города выставляли три команды – две мужских и одну женскую. Если не хватало спортсменов, то не допускали к участию в соревнованиях. У меня отец играл в одной из этих команд, потом я, так сказать, продолжил его дело. Потом меня заметили, пригласили в команду мастеров. Вышли в высшую лигу, в 20 лет стал чемпионом Европы среди молодёжи. В 1975 году переехал в Москву и играл за «ЦСК». Тренировать я начал в Германии, когда мне было около 35 лет.

— Сильно ли отличается волейбол, в который вы играли в СССР, и после его распада? Как распад СССР отразился на спорте и в частности на волейболе?

— Чаще спрашивают так: обидно ли, что вы так часто выигрывали и ничего с этого не имели? Мы получали только зарплату, она была маленькая, а зарубежные спортсмены становились миллионерами. Мы получали скромненькие зарплаты. «Жигули» дороже стоила. Сейчас призёрам летних Олимпийских игр вручают дорогие иномарки и квартиры. А распад СССР не скажу, что сильно повлиял. Самый сильный волейбол всегда был и остаётся в России. Америку, Бразилию, Италию учили играть в волейбол российские тренеры. Но у европейских игроков и у нас были разные цели. Нам платили очень мало, и у нас в приоритете было заработать денег. А Европа просто играла в волейбол.

— Какие годы в вашей жизни вы бы назвали самыми счастливыми?

— Если брать соревновательный процесс, то это когда мы выигрывали Европу и Олимпийские игры. А если жизнь, то рождение внучки.

 

Материал сайта «ЮграМегаСпорт»