Братушки выручают российские клубы.
Весной 2022 года из российского волейбола ушли легионеры из Украины, Польши, Латвии, Хорватии и других стран, которые после начала СВО стали недружественными. Военный конфликт, безусловно, уменьшил рынок и сузил выбор игроков.
Многие иностранцы не хотят играть в России: либо по собственным убеждениям, либо опасаясь осуждения со стороны общественности. В этой ситуации некоторые менеджеры российских клубов открывают новые рынки, а другие сметают доступных сербов и болгар.
«БО Спорт» подсчитал всех легионеров, которые играли в России.
Клубы делают ставку на сербов и болгар
В нынешнем сезоне в суперлиге рекордное представительство сербских игроков – семь. С учётом Милана Катича, с которым в Сургуте расстались по ходу сезона. Могло быть и больше, но из Китая в Новосибирск не доехал Александр Атанасьевич. Продолжают выступление в России Урош Ковачевич («Урал»), Петар Крсманович («Газпром-Югра»), Марко Ивович («Динамо-ЛО»), Душан Петкович («Кузбасс»), Игор Йованович и Петар Премович (оба – АСК).
Первые трое – топы, которые выступают за свою национальную сборную. Остальные в былые времена может и не попали бы в российскую суперлигу. Тот же «Кузбасс» раньше подписывал диагональных сборных Италии (Иван Зайцев) и Бразилии (Алан), а тут взял четвёртого-пятого по силе сербского диагонального. Но в условиях дефицита качественных российских игроков и ограниченного выбора легионеров требования становятся скромнее, и иногда контракты дают весьма средним игрокам. Стоит учесть и другой важный фактор – у многих клубов стали скромнее бюджеты.
Сама ставка на сербов легко объяснима – они лояльны к России и точно не подведут. «Я считаю россиян братским народом, мне кажется, мы близки по духу. К себе чувствую такое же отношение. Мы уважаем и понимаем друг друга, поэтому мне комфортно в России», – говорил в интервью нашему изданию Ивович. Предыдущий сербский рекорд (шесть игроков в сезоне 2021/22) продержался недолго.
На втором месте по числу легионеров в суперлиге – Болгария. В этом сезоне бывший главный тренер сборной Болгарии Пламен Константинов привёз в Новосибирск соотечественников Мартина Атанасова и Дениса Карягина. В Кемерово приехал Аспарух Аспарухов. Ещё двое болгар уже как родные: динамовец Цветан Соколов проводит в России пятый сезон, а Тодор Скримов из «Динамо-ЛО» – шестой.
Больше всего болгар в чемпионате России было в сезоне 2006/07 – семеро. Это Матей Казийски и Теодор Салпаров (оба – «Динамо»), Тодор Алексиев, Андрей Жеков (оба – «Нефтяник Башкортостана»), Светозар Иванов, Костадин Стойков (оба – «Нова») и доигровщик «Газпром-Югры» Пламен Константинов. Кстати, именно главный тренер сургутской команды Рафаэль Хабибуллин первым привёз в чемпионат болгарского легионера. Им стал диагональный Радослав Арсов. Тот самый, который сейчас возглавляет женский «Локомотив» из Калининграда.
Ещё в российских клубах стало как никогда много белорусов. У волейболистов из Союзного государства раньше была привилегия – они не считались легионерами в заявке. А теперь вообще не считаются легионерами. Поэтому «Динамо-ЛО» летом подписало двух белорусских связующих (Константина Тюшкевича и Дмитрия Ваша), уже имея на контрактах Ивовича и Скримова. Правда, Ваш получил тяжёлую травму в предсезонном турнире и покинул Россию – его мы в статистике не учитывали.
Исчезли поляки, появились иранцы
Раньше в суперлиге не обходилось и без двух-трёх украинцев. Многие приезжали и оставались надолго, взяв российское спортивное гражданство. А вот доигровщик Ян Ерещенко был востребован даже как игрок сборной Украины – он играл в Сургуте, Белгороде, Уфе и Красноярске. Весной 2022-го вместе с ним экстренно покинул Россию другой украинский доигровщик Илья Ковалёв из «Газпром-Югры».
Скорее всего, очень нескоро мы увидим в России и поляков, некоторые из которых оставили заметный след в суперлиге. Например, Роберт Прыгель («Газпром-Югра»), Лукаш Каджевич («Газпром-Югра», «Белогорье»), Фабиан Джизга («Локомотив»), Мачей Музай («Газпром-Югра», «Урал»), Бартош Беднож («Зенит-Казань») и Лукаш Жигадло. Последний играл за «Динамо-Янтарь» и «Факел», а затем подписал двухлетний контракт с казанским «Зенитом». Но так и не сыграл ни одного матча, получив тяжёлую травму на первой же тренировке. К слову, Беднож продержался в Казани до конца сезона 2021/22, за что подвергся критике на родине.
Некоторые легионеры остались вопреки настоятельным рекомендациям своих федераций и правительств. Например, финский либеро Лаури Керминен из «Динамо», которому настолько комфортно в России, что он проводит здесь уже девятый (!) сезон. Это рекорд для иностранцев. Правда, за волевое решение пришлось заплатить определённую цену – Лаури выгнали из национальной сборной.
А вот к Майке Кристенсону никаких санкций не применяют – основной связующий сборной США третий сезон спокойно играет в Казани, и должен остаться на четвёртый. В прошлом сезоне в другой «Зенит» приезжал его соотечественник Мэттью Андерсон. Не стал разрывать трехлетний контракт с «Зенитом» СПб либеро сборной Франции Женя Гребенников. Понятно, что заманить больших звёзд в России, а затем сохранить их становится всё сложнее, но финансовый фактор порой становится весомым аргументом в переговорах.
За двадцать лет в России играл всего один волейболист из Ирана – Саид Маруф («Зенит-Казань», 2014/15). После начала СВО приехали два иранца, причём оба в Уфу – Амирхоссейна Эсфандиара в межсезонье-2023 сменил Милад Эбадипур. В последние годы активнее едут в Россию и аргентинцы. Нынешний либеро «Факела» Сантьяго Данани вообще один из лучших в мире на своей позиции.
Также фиксируем появление в российской суперлиге первых легионеров из Китая и Румынии. Доигровщик «Белогорья» Цзиньинь Чжан, возможно, проторит дорожку для соотечественников. По крайней мере, об этом говорил агент Александр Богомолов. Что касается диагонального Александру Рацэ, то «Зенит» СПб подписал его до конца сезона. Дебют получился неудачным (0/9 в атаке против Казани), но, возможно, он ещё покажет тот уровень, что выдал на Евро-2023.
Ранее к экзотическим легионерам мы относили алжирца Мехди Хашими («Газпром-Югра», 2007/08), пуэрториканца Эктора Сото («Локомотив», 2007–2009), египтянина Ахмеда Салаха («Динамо-Янтарь», 2010/11), доминиканца Элви Контрераса («Динамо» Кр, «Искра», 2011–2013) и марокканца Мохамеда аль Хачдади («Белогорье», 2021–2024).
В своё время суперлигу заполонили кубинцы и американцы
В 2002 году «Белогорье» подписало топового аргентинского либеро Пабло Меану. По большому счету, именно он прорубил для легионеров окно в Россию. За ним потянулись и другие звёздные игроки, тем более в суперлиге начали появляться деньги. На сезон 2003/04 «Искра» взяла двух американцев (Райли Сальмона и Эрика Салливана), казанское «Динамо» подписало двух бразильцев (Леандро и Клебера), а в Москву приехали серб Владимир Грбич и француз Доминик Дакен.
В 2005 году руководители Всероссийской федерации волейбола решили, что чемпионат России должны украсить кубинцы, много кубинцев. Стороны ударили по рукам, а восемь игроков распределили по клубам. Однако позднее в министерстве спорта Кубы поменялось руководство, все предыдущие договоренности были забыты и игроков не выпускали из страны. Пришлось тогдашнему генеральному секретарю ВФВ Станиславу Шевченко лететь на переговоры. Ему удалось убедить власти, но визит состоялся только в декабре, когда российский чемпионат близился к экватору, а некоторые клубы, очень надеявшиеся на легионеров, уже превратились в аутсайдеров.
В итоге Османи Хуанторена («Нефтяник Башкортостана»), Доминико Одельвис и Генри Белл (оба – «Локомотив-Изумруд»), Томас Алдасабаль и Павел Пимента (оба – «Нефтехимик»), Ромеро Поэй и Ореол Камехо (оба – «Нефтяник»), а также Яссер Портуондо («Факел») впервые сыграли за свои клубы только в 11-м туре. Тогда в турнире участвовало всего 12 команд, и волейболисты с Острова Свободы закрыли треть легионерских вакансий. Так или иначе, тот случай настолько испугал российские клубы, что к услугам кубинцев они не прибегали следующие пять лет. В следующую партию в сезоне 2011/12 вошли Майкл Санчес («Локомотив»), Алайн Рока («Урал», «Факел») и вновь Поэй («Газпром-Югра»).
Восемь легионеров из одной страны – абсолютный рекорд чемпионатов России. Любопытно, что сразу после кубинского нашествия, клубы начали массово подписывать болгар (семь игроков в сезоне 2006/07). После этого пошла мода на американцев.
Сразу после Олимпиады-2008 в России играла больше половины сборной США: Ллой Болл, Клэйтон Стэнли (оба – «Зенит-Казань»), Рид Придди («Локомотив»), Ричард Лэмбурн («Белогорье»), Кевин Хансен, Шон Руни (оба – «Факел»), Габриэль Гарднер («Урал»). Большинство этих парней (кроме Хансена, Гарднера и Лэмбурна) уже выступали в суперлиге и вернулись обратно олимпийскими чемпионами. Отметим, что Болл, Придди, Стэнли, болгарин Алексиев и венгр Петер Вереш чаще всех из иностранцев участвовали в Матчах звёзд суперлиги – по четыре раза.
Мы насчитали, что в XXI веке за российские клубы выступали 245 легионеров. Больше всего было доигровщиков (89) и диагональных (58). Далее идут связующие (49) и блокирующие (35). Реже всего легионерское место тратили на либеро (14).
С сезона 2006/07 в чемпионате России неизменно играет хотя бы один американец, а с сезона 2008/09 – хотя бы один болгарин. После той американской волны аномального интереса к представителям одной страны среди российских клубов не было – до нынешнего «сербского» сезона.